Храм, построенный всем миром
Что объединяет русского баталиста Василия Верещагина, советского живописца Александра Дейнеку и российского художника Игоря Крылкова кроме места проживания и любви к изобразительному искусству? Каждый из них в свое время изобразил в своих произведениях жемчужину ярославской архитектуры – уникальный храм – церковь Иоанна Предтечи.Четыре в одном
На правом берегу Которосли, рядом с Толбухинским мостом, на небольшом пятачке земли, расположены сразу четыре объекта культурного наследия. Это известная далеко за пределами Ярославля церковь Иоанна Предтечи, не менее знаменитая колокольня, ограда церкви, а точнее, ее остатки и Святые ворота.
– В 1659 году в Толчковой слободе сгорел деревянный храм, и жители не торопились строить большую церковь, сначала поставили небольшой зимний храм Вознесения. Взорвали его в 1950-е годы, во время второй волны борьбы с церквями, – рассказывает специалист по обеспечению сохранности объектов культурного наследия Елена Федорычева. – Ограда, остатки которой мы сейчас можем видеть, датируется 1870-ми годами, это не первая ограда. Надеюсь, что при реставрации всего храмового комплекса ограду будут восстанавливать в первую очередь, это можно сделать в течение одного сезона. Святые ворота строили примерно в одно время с храмом Иоанна Предтечи, они очень близки по архитектурному оформлению и деталям. Колокольня была построена позднее, точной датировки нет, но это рубеж XVII – XVIII веков.
Всем миром
Церковь Иоанна Предтечи по праву считается вершиной архитектурной школы ярославского храмового зодчества. XVII столетие было «золотым веком» для нашего города. Ярославль являлся тогда вторым после Москвы городом страны по числу жителей и третьим по торговому обороту. Ярославцы одну за другой строили пятиглавые церкви соборного типа, но богатые жители Толчковой слободы решили, что они достойны самого большого и красивого храма.
– В отличие от других храмов Ярославля, которые строились на купеческие деньги, церковь Иоанна Предтечи возводилась долго. Строительство началось в 1671 году и завершилось только в 1687-м, – продолжает рассказ Елена Федорычева. – Вся община несла кто что может: денежку, нитку жемчуга, кто-то вкладывал недвижимость, а кто ничего не имел, тот участвовал в строительстве – вкладывал собственный труд. Церковь была построена всем миром.
Все пожертвования, кроме денег, заносились в специально для этого заведенную книгу. Горожане жертвовали на строительство «пол-лавки с погребом в сапожном и ветошном ряду», «двор со строением и кожевенным заводом, дворовою и огородною землею», «69 зернят жемчугу» и даже «мишурных кружев на 32 рубля».
Самый красивый храм
Церковь получилась на редкость нарядной. С западной, северной и южной сторон были устроены высокие крыльца с двухскатными крышами. Каждый из приделов и главный храм венчает пятиглавие, что придает храму Иоанна Предтечи особенно выразительный вид.
– У нас как у жителей XXI века возникает вопрос: можно ли построить такой храм без проекта? Однозначно можно сказать, что при строительстве была сделана разметка по земле, – поясняет Елена Федорычева. – Но вопрос остается открытым, потому что нет никаких документов, чертежей, и были ли они, мы можем только предполагать. Однако хорошо видно, что замысел в ходе строительства мог меняться. В уголках полукружий, венчающих четверик, видны белые «усики», то есть строители в процессе работы решили сделать полукружия повыше, и эти подробности нам рассказывает сам храм.
Храм Иоанна Предтечи не изменялся на протяжении веков, не перестраивался. Исключение – центральная глава: изначально церковь венчала огромная «луковица». В XVIII веке церковь сильно пострадала от пожара, и новую главу решили сделать более вычурной, в стиле барокко. Она прекрасно вписалась в облик храма.
На внешних стенах храма можно увидеть все способы украшения фасадов, известные в XVII столетии. Здесь и лекальный кирпич, и прекрасные полихромные изразцы, и золоченые подзоры, и имитация граненого камня – так называемая роспись под бриллиантовый руст. Ярославские каменщики – работники высокой квалификации – постарались на славу!
– Кладка церкви Иоанна Предтечи простояла три с лишним века, прежде чем началось разрушение лицевой поверхности кирпича – выветривание. И если его не остановить, храм будет разрушаться, – говорит Елена Федорычева. – Именно из-за выветривания многие наши храмы, бывшие краснокирпичными, становились белыми. Реставраторам предстоит лечить поверхность храма: обработать кирпич пропитками, выровнять швы. Там, где кирпич разрушен, потребуется делать докомпоновку, если разрушен на половину глубины, придется заменять кирпич.
Падающая башня
Колокольня церкви Иоанна Предтечи отличается от храма по стилистике. Семиярусная, на восьмигранном основании, она была построена в стиле европейского барокко, с наличниками в стиле барокко нарышкинского. Практически сразу после постройки колокольня начала крениться, наклон ускорялся катастрофическими темпами и к 1958 году достиг полутора метров. Колокольня могла рухнуть на храм, но от разрушения ее спас «архитектурный передвижник», советский инженер-строитель Эммануил Гендель, тот самый, который в 30-е годы прошлого столетия передвигал целые здания в Москве.
– До сих пор это один из самых ярких примеров блестящей архитектурной реставрации, – подчеркивает Елена Федорычева. – Гендель подвел под колокольню несколько 200-тонных гидравлических домкратов, на нескольких уровнях «обвязал» ее металлическими швеллерами и потихоньку тянул за них. Полностью крен не убрали, выпрямили, насколько смогли, чтобы устранить угрозу обрушения. Швеллера на всякий случай оставили: грунты здесь не очень хорошие. При реставрации они будут мешать входить в колокольню, но лучше перестраховаться.
Когда «биология» во вред
Близкое соседство с промышленным предприятием сыграло с храмом Иоанна Предтечи злую шутку: его краснокирпичные стены стали очень темными, а декоративные детали, выполненные из белого камня, и вовсе почернели.
Страдает от неудачного соседства и внутреннее убранство. На стенах церкви обитает 11 видов плесени. Самая страшная из них носит красивое название «мондмильх», или «лунное молоко». В 1950-е годы она ровной полупрозрачной шерстистой пленкой покрывала все фрески храма и чувствовала себя вполне комфортно: этот вид плесени способен питаться выбросами химических предприятий. Сейчас выбросов стало намного меньше, и пленка «лунного молока» теперь заметна только специалистам.
– Чтобы начать реставрацию фресок и иконостаса, в первую очередь нужно убрать «биологию» и провести противоаварийные работы там, где есть шелушение красочного слоя, – поясняет Елена Федорычева. – Но только эти предварительные работы реставраторы оценивают в 90 миллионов рублей!
2000 сюжетов
Роспись храма Иоанна Предтечи была выполнена с 5 июня 1694 по 6 июля 1695 года артелью ярославских мастеров, руководили которой два знаменщика – Дмитрий Плеханов и Федор Игнатьев. В стенописи храма можно насчитать около 2000 сюжетных клейм.
Приделы Казанских чудотворцев и Трех Святителей расписывались мастерами этой артели в 1700 году, роспись паперти была произведена по наказу митрополита Димитрия Ростовского в 1703–1704 гг.
Фрески, как и сам храм, были созданы на средства жителей Толчковской слободы. Крупнейшими вкладчиками были посадские Иван и Андрей Еремины. В начале ХХ века все фрески были промыты и поновлены, но сейчас поновленческая запись снята, и туристы видят подлинную стенопись.
Самая большая утрата храмовой росписи видна, если поднять глаза к потолку. Почти в центре главного объема храма – белое пятно. Фрески, бывшие на этом месте, погибли в начале 1960-х годов. Тогда протекла крыша, ее начали ремонтировать, раскрыли, и, как нередко бывает, в этот момент закончились деньги. Когда крышу вновь закрыли, под нее уже набился снег. Потеплело, снег растаял, и фрески буквально смыло потоком воды.
– Существует издание, вышедшее в 1913 году с текстом Нила Первухина и фотографиями Ивана Лазарева. Утраченная композиция там есть в мельчайших подробностях, потому что фотографии со стеклянных пластинок были очень высокого качества, – говорит Елена Федорычева. – Восстановить фрески по ним можно, если так решит методический совет при Министерстве культуры России.
Уникальные иконы
Резной иконостас главного храма был выполнен на рубеже XVII – XVIII веков. Шесть его ярусов украшены резными колонками, покрытыми горельефной и сквозной резьбой в виде виноградных гроздьев. Они возводились постепенно, ярус за ярусом, с 1687 по 1701 год. Не совсем обычно здесь взаимное расположение рядов. Во втором ряду здесь размещались «мирские» иконы, то есть те, что принесли из дома прихожане.
– После очередной кражи в 1975 году было принято решение вынести иконы из храма. Практически все они за небольшим исключением сохранились, – поясняет Елена Федорычева. – Представить все великолепие икон этого храма можно, посетив музей-заповедник. Там экспонируются иконы «Благовещение» и «Богоматерь на престоле». «Богоматерь» – уникальна по обилию и сложности сюжетов. Икона написана в конце XVII века, а большинство миниатюрных клейм – в XIX столетии. Когда мы отдавали икону на реставрацию, встал вопрос: снимать более позднюю запись или оставить? Ведь эти уникальные миниатюры выполнены фантастически! Приглашали ведущих специалистов и реставраторов из Третьяковки и не решились. Так эта икона и живет – основа XVII и клейма XIX веков.
Приоритетный объект
По решению губернатора Ярославской области Михаила Евраева, церковь Иоанна Предтечи планируется включить в перечень приоритетных объектов для реставрации в Ярославском регионе. Дорожная карта по реставрации уникального храма уже разработана. На все требуется ни много ни мало – два с лишним миллиарда рублей.
– Комплексная реставрация храма Иоанна Предтечи была в конце XIX века. Тогда наши ярославские «чудеса» показывали знатным, облаченным властью людям, – напоминает Елена Федорычева. – Здесь был Сергей Витте, на тот момент министр финансов. Когда он увидел храм в плачевном состоянии, предложил выступить с ходатайством к государю. Губернатор написал письмо. Документы «ходили» из кабинета в кабинет в течение десяти лет, прежде чем выделили деньги, и это очень хорошо: за это время сумели подготовить проект. В итоге сделали не ремонт, а, пожалуй, первую в стране реставрацию под наблюдением специалистов. И вот настал срок, когда мы можем подарить храму новую жизнь.
Комментарии