19 декабря 2024
Служили мы на полигонах...
17 декабря – День ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В Ярославле немало офицеров-ветеранов, внесших достойный вклад в создание и укрепление ракетно-ядерного щита нашей державы, который в настоящее время является самым надежным гарантом безопасности суверенитета России. Среди них – подполковник в отставке, ветеран Байконура Павел Орлов.Меткий стрелок
Павел появился на свет 1 января 1947 года в семье военного. Он с гордостью рассказывает о своем отце Сергее Максимовиче Орлове, который, будучи связистом, в 1943 году при поездке Сталина в Тегеран на конференцию обеспечивал подготовку правительственной связи первому лицу.Мальчишкой Павел Орлов мечтал продолжить династию.
– Хотел стать летчиком, но они все, кроме бомбардировочной авиации, небольшого роста. Я же – высокорослый, а в кабину реактивного истребителя с длинными ногами не сядешь. Поэтому, когда меня вызвали в военкомат и спросили, где я хочу служить, я с ходу выпалил, что в ВДВ! А там рослые нужны и вес не больше 80 кг. Я легко подходил под эти параметры, – улыбается Павел Сергеевич.
Парнем он был и впрямь атлетичным. Увлекался стрелковым спортом и входил в команду факультета. Говорит, что из пистолета Марголина МЦ с расстояния 50 метров попадал в карандаш, закрепленный между деревянными половицами. В аккурат срезал его кончик! А лет семь назад еще попадал с 20 метров из пневматической винтовки в пуговицу.
В военный вуз он попал не сразу. Семья жила, как водится, в постоянных переездах с одного места службы отца в другое: в городке Аляты и в столице Азербайджана – Баку, в грузинской Абхазии – в Очамчире и, наконец, в Ярославле. После окончания в 1965 году средней школы № 33 поступил на вечернее отделение механизации и автоматизации технологических процессов Ярославского технологического института, сочетал обучение с работой электриком на заводе «Красный Маяк», выпускавшем вибраторы для укладки бетона.
В академии Можайского
В 1966 году Павел Орлов поступил на первый курс Ленинградской Краснознаменной военной инженерной академии им. А.Ф. Можайского, которую окончил в 1971 году в звании инженер-лейтенанта по специальности строительство наземных и подземных сооружений военных объектов с присвоением квалификации военный инженер-строитель. К тому времени академия уже была переведена под управление командующего Военно-космических сил.– На преддипломной практике на полигоне под Йошкар-Олой после четвертого года обучения нас, слушателей академии, познакомили с твердотопливными трехступенчатыми стратегическими ракетами, устанавливаемыми в ракетных шахтах, защищенных от ударной волны. Полк уверенно уничтожал 100 целей! После отстрела по запланированным целям по системе дистанционного управления и контроля осуществлялся доклад в штаб РВСН и разворачивались ремонтно-восстановительные работы по подготовке стартов к повторному пуску, – рассказывает Павел Сергеевич.
На Байконуре
После успешного окончания академии Орлов был распределен на космодром Байконур в техническую службу на капитанскую должность.– Сразу после выпуска из академии я попал на «бросковые» испытания ракеты 15А15 с «минометным» стартом, когда ракета выбрасывается из шахты пороховым зарядом, находящимся в опрокинутой дюралевой или сделанной из стеклопластика «корзине», на высоту 10-15 метров, после чего начинают работать двигатели ракеты. На стратегических ракетах серии 15А15 и ее модификациях было от одной до 10 боеголовок с индивидуальным управлением и с девятью ложными боеголовками к каждой действующей, для достоверного уничтожения которых требовалось 100 антиракет! – вспоминает Павел Сергеевич.
В 1974 году он прошел трехмесячные Военно-академические курсы при академии им. Ф.Э. Дзержинского в Москве, по окончании которых получил удостоверение инспектора котлонадзора с правом освидетельствования паровых и водогрейных котлов, грузоподъемных машин, установщиков, фуникулеров, сосудов, работающих под давлением, и лифтов – всего наземного оборудования стартовых и заправочных комплексов и хранилищ компонентов ракетного топлива полигона.
«Союз-Аполлон» и «Буран»
Одних лифтов, кстати, было больше 200 штук. Нужны они для того, чтобы космонавтам попадать на корабль, а обслуживающему персоналу проверять космический корабль перед стартом. Осуществлял Орлов и плановые проверки запусков аппаратов системы аварийного спасения космонавтов, принимал участие в подготовке наземного оборудования к запуску по программе «Союз-Аполлон». Он помнит, как после реализации программы на Байконуре гостили американцы. Тогда всех служащих космодрома обязали сменить военную форму на гражданскую, чтобы скрыть звания.В 1985 году Павел Орлов в звании майора-инженера был назначен на должность начальника отдела гостехнадзора, энергонадзора, техники безопасности при проведении опытно-испытательных работ и техники безопасности и охраны труда служащих СА и ВМФ. В этой должности он участвовал в «прожиге» двигателей комплекса «Буран» на Универсальном комплексе стенд-старт, а также в осуществлении первого запуска груз-макета ракетоносителем аппарата многоразового действия.
Кстати, при строительстве наземного комплекса «Буран» начальником отдела производства в управлении капитального строительства космодрома Байконур был некий Иван Никифорович Буран. Это обстоятельство породило множество шуток.
В 1986 году в звании подполковника Орлова назначили на должность старшего инженера-испытателя в отдел теленаблюдения.
Закрытый город
Конечно, жизнь в закрытом городе посреди казахстанских степей накладывала свой отпечаток, хотя численность населения была немаленькая. Если считать все площадки с солдатами, то она составляла без малого 1,5 миллиона человек. Но действовали различные ограничения.Например, фотографировать можно было только в садах и парках. Так, однажды на первомайской демонстрации к Орлову подошел офицер из отдела фотодокументирования и попросил сразу после праздника в первый рабочий день принести для проявки фотопленку. В присутствии Орлова пленку проявили и вырезали из нее кадры, где были запечатлены первые лица города и космодрома.
На работу служащие космодрома добирались железнодорожным транспортом. Причем на вокзале у входа в вагоны вместо обычных проводников стояли солдаты-контролеры и проверяли пропуска. После этого служащих Байконура размещали по вагонам и везли на площадки, ближайшая из которых была в 15 минутах езды. До самой же дальней приходилось добираться более часа, а потом еще и на автобусе!
8 внуков и правнучка
В 1992 году, оставив службу по выслуге лет, Павел Сергеевич поступил на работу в филиал Московской сельскохозяйственной академии в Ярославле мастером производственного обучения, затем преподавателем материаловедения на кафедре физики и электротехники. В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербурге, а в 2010 году там же – докторскую, став доктором технических наук.В настоящее время Павел Сергеевич – профессор кафедры электрификации Ярославского государственного аграрного университета, работает над путями совершенствования систем электроснабжения. Результаты его научных исследований нашли отражение в двух монографиях и более чем 120 научных статьях. На досуге он любит читать научно-популярные журналы и детективы. А также проводить время с семьей.
С женой Татьяной Петровной они вместе уже более полувека. Познакомились на Байконуре, где Татьяна работала воспитателем в детском саду. Это была любовь с первого взгляда. Супруги воспитали двоих сыновей. Старший, Сергей, инженер-строитель, живет в Санкт-Петербурге. Младший, Артем, пошел по стопам отца, стал военным. Имеет звание майора и живет в Москве. Павел Сергеевич души не чает и во внуках. А их у него целых 8!
У Сергея шестеро ребятишек. Причем младшенькая, Варенька, появилась на свет всего 7 месяцев назад. Есть у нашего героя и правнучка.
Комментарии