04:55
среда,
24 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
29 октября 2014

Время спасать камни

В 2010 году к 1000­летию Ярославля был отстроен огромный красавец –  Успенский собор. Но, увы, туристы, слушая рассказы экскурсоводов, вынуждены созерцать лишь новодел, они лишены возможности почувствовать дыхание истории. Вокруг пустота. Нет «живых» свидетельств драматичных событий, происходивших в течение  столетий.

 

Ими вполне могли бы стать камни фундамента собора, взорванного в 1937 году. Они были обнаружены при археологических раскопках в 2007-м. Вот уже второй год Татьяна Ивановна Соколова, член Совета региональной кафедры ЮНЕСКО и Ярославской областной организации ВООПиК, буквально забрасывает власти письмами с просьбой принять меры по недопущению утраты для города единственных артефактов, оставшихся от Успенского собора. По ее глубокому убеждению, они должны вернуться на Стрелку и стать первым памятным знаком музейно-мемориальной композиции с рабочим названием «Древний Ярославль».

Памятный знак, посвященный трем зданиям Успенского собора, в разное время возведенным на Стрелке, предполагается установить на свободной площадке возле здания Митрополичьих палат. По личной просьбе Татьяны Ивановны над проектом работает  бывший главный архитектор города Аркадий Бобович. В центре площадки диаметром 14 метров размещены камни. Рядом  установлена скамья, чтобы у ярославцев и гостей города была возможность посидеть, осмотреться, отдохнуть и поразмышлять. Поблизости – площадка с тремя пилонами. Каждый из них посвящен одному из трех соборов. На пилонах высечены даты жизни собора, сделаны барельефные картуши с изображением событий, свидетелем которых были храмы.

Впрочем, вернемся к камням. Валуны обнаружены в ноябре прошлого года благодаря следственным действиям прокуратуры, куда обратились Татьяна Соколова и член президиума ВООПиК Сергей Крылов в попытках выяснить, почему, собственно, пропали объекты культурного наследия. В итоге камни все-таки нашлись. На их местоположение указал Павел Бабарыкин, представитель мецената Виктора Тырышкина, на чьи средства осуществлялось строительство собора. Все 7 лет валуны, около 20 штук, пролежали на базе тогдашнего строительного подрядчика Успенского собора. Впрочем, с тех пор у базы сменилось несколько хозяев, и последний, как он сам уверял, ничего о происхождении камней не знал. Они, аккуратно пронумерованные, но заросшие кустарником, лежали под открытым небом.

В январе этого года Татьяна Соколова и Сергей Крылов обратились со своей инициативой в комиссию по культуре Общественной палаты Ярославской области, откуда их письмо было перенаправлено губернатору. Ответа до сих пор не получено. Одновременно было направлено два письма в Ярославскую епархию. Одно за подписью председателя Общественной палаты области Владимира Афанасьева, другое подписано директором областного департамента культуры Мариной Васильевой. Ответы из епархии пришли быстро, правда, один противоречил другому. В первом говорилось, что инициатива поддерживается и решением Епархиального совета постановлено поручить работу по данному направлению Павлу Бабарыкину – руководителю по завершению строительных работ от корпорации «ВИТ». Во втором Епархиальный совет, рассмотрев эскизный проект, вынес вердикт, что расположение камней рядом с храмом не соответствует православной традиции. Примечательно, что ярославскую инициативу одобрили в Москве. «Символичным является применение в композиции подлинных камней, извлеченных при проведении археологических работ из основания прежнего здания Успенского собора», – говорится в письме из Министерства культуры от 25 июня этого года.

– Дело в том, что обнаруженные камни надо было в течение трех лет поставить на учет в государственную часть Музейного фонда РФ. В ответе Минкультуры и это есть. Более того, архитектору Алексею Денисову, по чьему проекту осуществлялось строительство Успенского собора, директором областного департамента архитектуры дано предписание заложить в своем проекте музеефикацию камней. Иными словами, камни нужно было оставить на месте и законсервировать, как это сделано с обнаруженными позже фундаментами колокольни Успенского собора. Но Денисов предписанием пренебрег, и валуны отправили на вышеозначенную базу, – рассказывает Татьяна Ивановна.

Последнюю информацию, касающуюся идеи установки памятного знака, она получила 22 августа от областного департамента культуры.  В письме отмечается, что «камни, некогда служившие составной частью фундамента Успенского собора XVII века, объектом культурного наследия не являются, и сохранение их выходит за рамки полномочий департамента». Для решения вопроса Татьяне Соколовой было рекомендовано обратиться в территориальную администрацию мэрии Ярославля. В сентябре она побывала на личном приеме у главы администрации Кировского района Александра Белозерова. Разговор с чиновником ничего не дал. Тот заявил, что камни не представляют исторической ценности до тех пор, пока не будут признаны объектом культурного наследия. А поскольку это невозможно, вопрос можно закрыть.

Но Татьяна Ивановна сдаваться не привыкла. Тем более выход ей уже подсказали –  использовать камни как элемент ландшафтного дизайна. По поводу финансов беспокойств нет – нашлись предприниматели, которые готовы помочь. В ближайшее время она намерена создать инициативную группу по созданию памятного знака. Но поскольку земля принадлежит городу, сначала требуется получить разрешение от департамента архитектуры ЯО. Одним словом, побегать по высоким кабинетам еще придется. А ведь Татьяне Ивановне уже 79 лет!

Указом Президента РФ 2014 год объявлен Годом культуры. Для нашего города он должен стать поворотным  в деле сохранения исторического и культурного наследия. В 1215 году,  800 лет назад, в Ярославле началось строительство Успенского собора. В этой связи создание мемориально-музейного комплекса стало бы знаковым событием в культурной жизни города. Историческая память – это прежде всего память духовная.
Анна КРЫЛОВА
Фото Василия ПЕТРОВА

Автор: Анна КРЫЛОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Архив»

Читать