16:52
пятница,
29 марта 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
21 июля 2021

Читайте вместе с детьми

Почему младшие школьники мало читают? Стоит ли их заставлять проводить время с книгой? Что предложить ребенку:  классику или современную литературу? Эти и другие вопросы мы задали Елене Козловой, главный библиотекарь отдела обслуживания читателей Центральной детской библиотеки им. Ярослава Мудрого.
– Елена Владимировна, не кажется ли вам, что дети не хотят читать именно произведения школьной программы? Может быть, дело в списке литературы, который нужно освоить в обязательном порядке?

– Мнение, что современные дети мало читают, ошибочное. Об этом говорит и большая посещаемость нашей библиотеки и заинтересованность родителей, которые приходят вместе с детьми. Во всяком случае, так обстоят дела с дошкольниками и младшими классами, с которыми лично я работаю. Уверена, что желание или нежелание читать никак не связано со списками литературы, которые задают в школе. Да, порой они не соответствуют возрастным особенностям детей. Но дети, увлечённые чтением, не ограничивают себя обязательными списками.

– В списке литературы для тех, кто перешел во второй класс, Чуковский и сказки… Вы считаете, что восьмилетним детям интересно читать русские народные сказки и «Доктора Айболита»?

– Это только на первый взгляд кажется, что из сказок можно вырасти. На примерах сказок мы учимся сами и учим наших детей внимательно относиться к слову, развивать и пополнять словарный запас, сравнивать, отличать добро от зла, развивать творческие способности, обучать сторителлингу – умению рассказывать истории, угадывать, чем заканчивается сказка, сочинять другой конец, добавлять новых героев и так далее. Правда, без помощи взрослых ребёнок вряд ли самостоятельно сможет извлечь пользу из сказки. Поэтому вводить возрастные ограничения на сказки, я считаю, просто недопустимым. И почему бы и не почитать «Айболита» Корнея Иванович Чуковского? Практика показывает, что некоторые современные родители не читают детям классику детской литературы! Есть малыши, которые не знакомы с творчеством Чуковского! Поэтому включать «Доктора Айболита» в списки литературы после 1 класса – некая профилактическая мера против родительских упущений.

– Какие книги, на ваш взгляд, относятся к классике детской литературы? Что из них будет интересно почитать современному школьнику, ученику младших классов? Почему?

– Пушкин, Некрасов, Гайдар, Носов, Драгунский, Барто, Михалков, Маршак, Чуковский, Бианки, Зощенко, Андерсен, Кэрролл, Перро, Гримм… Можно перечислять и дальше. Произведения этих авторов читали еще наши бабушки и дедушки, это универсальная, детская, нестареющая классика. Я считаю, что у каждого современного школьника должны быть на слуху эти имена, и ребенок должен с этими именами ассоциировать конкретные произведения и знать, о чем они.

– Можно ли ребенку читать электронную книгу?

– Родители младших школьников, как правило, против, чтобы их дети читали электронные книги. Они стараются, чтобы их дети как можно меньше сидели в планшете, компьютере или телефоне, неважно, книгу они читают или играют.

– Обязательны ли в детских книгах картинки? Школьники уже не малыши, но все же…

– Младших школьников «пугают» толстые книги, и дети, как показывает практика, предпочитают книги с картинками. Поэтому, чтобы не отбить желание читать рекомендованную литературу, мы стараемся подбирать книги не с мелким шрифтом и не в толстом сборнике, а обязательно – хотя бы с минимумом иллюстраций. Но если книга издана совсем неприглядно и без картинок, то совместно решаем с родителями, как лучше привлечь к ней внимание.

– Время меняется, меняется русский язык, некоторые слова советских времен нынешним детям непонятны. Как быть родителям? Сидеть рядом с чадом и все объяснять? Или сказать: «гугл в помощь»?

– Современным детям трудно читать сказы Бажова, рассказы Гайдара. Тяжело идет книга Аксакова «Детские годы Багрова внука». Но почему-то все дети с легкостью читают Гарри Поттера. Думаю, родителям стоит уделять время детям и читать вместе с ними. Молодые родители порой и сами путают фамилии авторов и смешно перевирают названия книг, рекомендованных для летнего чтения. Например, книгу Сергея Михалкова «Праздник непослушания» называют «День неповиновения», книгу Аркадия Гайдара «Дым в лесу» – «День в лесу», Бианки – Бьянкой и так далее.

– Как вы относитесь к тому, что восьмилетнему и даже девятилетнему ребенку читают родители? Это хорошо – все же совместное времяпровождение с пользой? Или плохо – вроде как большой уже, читай сам?

– Совместное времяпровождение, а особенно чтение – хорошо. Детям важно чувствовать внимание и поддержку родителей. Так у них формируется и укрепляется уверенность в себе и собственных силах.

– Вернемся к списку литературы. В читательских дневниках, которые учителя начальных классов рекомендуют вести летом, есть задание сформулировать главную мысль текста. Это непросто. Должны ли родители помогать в этом, и как научить школьника делать это самому?

– Совместное комментированное чтение поможет ребёнку впоследствии самому находить главную мысль текста. Уроки литературы и русского языка, в первую очередь, должны способствовать навыкам смыслового чтения.

– Как понять, что ребенок усвоил содержимое книги? Попросить пересказать?

– Отдельные школы дополнительно к списку книг на лето дают рекомендательные задания. Например: «Спроси родителей о книгах, любимых ими в детстве, а затем прочти хотя бы одну из них», или «Прочти вслух литературное произведение другу, брату, сестре», или «Прочти экранизированную книгу и сравни ее с фильмом».

– А, кстати, стоит ли после прочтения книги посмотреть фильм или мультик по одноименному произведению?

– Стоит. И желательно проанализировать, отличается ли сюжет, как переданы в фильме представленные ребенком образы героев после прочтения книги.

– Нужно ли заставлять ребенка читать весь летний список литературы? Или разрешить прочитать только то, что интересно?

– Лично я считаю нецелесообразным включать в список летнего чтения одно конкретное стихотворение какого-либо поэта. Ведь как показывает практика, эти стихи потом будут разучиваться в учебном году. Правильнее было бы задавать не одно конкретное произведение, а дать список поэтов, с творчеством которых надо познакомиться, а библиотекарь порекомендует книги.

– Какие книги сейчас пользуются популярностью у детей?

– Сейчас среди младших школьников – книги английской писательницы Холли Вебб. В этих произведениях легкий слог, простой, но увлекательный сюжет, милые герои, попадающие в разные смешные ситуации, много сентиментальных моментов, доброты и нежности. Это может привлечь даже тех, кто не особенно любит читать.

– Вы считаете, ребенку надо читать каждый день?

– Мы рекомендуем родителям включить в режим дня своего ребёнка время, отведённое для чтения книг. Таким образом, вы сможете выработать необходимость в ежедневном чтении книг. Конечно же, первое время понадобится родительский контроль. Первое время дети должны читать только то, что им нравится. Школьники любят приключения, весёлые рассказы, истории о своих сверстниках. Из современной литературы я бы порекомендовала книги серии «Пятая четверть».
Автор: Анна Светлова
Городские новости, № 55

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать