03:33
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
10 апреля 2019

Экскурсия в закулисье

Театр – это не только зрительный зал и спектакли, даже не только фойе, гардероб и буфет. Театр – это намного больше. 27 марта о тайнах и секретах ТЮЗа ребятам рассказала актриса Екатерина Гуляева.

Дым-машины, световые пушки…

Театр, как известно, начинается с вешалки. Но в День театра экскурсия для школьников началась прямо в зрительном зале. Ребята увидели музыкальную историю «Пеппи Длинныйчулок», посмотрели, как устроен театр.

– Наш зал рассчитан на 700 человек, – рассказала Екатерина Гуляева. – Ближе к сцене – партер, подальше – амфитеатр, наверху – балкон. По бокам расположены игровые ложи, зрители там не сидят, им просто будет ничего не видно. В игровых ложах во время спектакля может проходить действие. Например, в спектакле «Дюймовочка» там было гнездо ласточки.

Кажется, что во время спектакля все происходит как по волшебству: сама собой начинает звучать музыка, сам собой зажигается свет. На самом деле за все в театре отвечают специально обученные люди. Позади зрительного зала есть три окошка. Там за пультами управления сидят художник по свету, звукорежиссер и видеооператор. Именно они включают видеопроекцию (в некоторых спектаклях ТЮЗа есть и такая современная «фишка»), отвечают за звук и музыкальное оформление спектакля, управляют множеством световых пушек. Светом можно выделить отдельный персонаж или залить всю сцену. Интересные иллюзии помогают создавать дым-машины и стробоскопы.

Не только бутафорские пирожные

Дальше наш путь лежит туда, куда зрители обычно не заглядывают, – за кулисы.

– Отсюда актеры выходят на сцену, здесь же в «кармане» хранятся декорации, – продолжает рассказ Екатерина Гуляева. – От сцены нас отделяет два занавеса, один в начале спектакля уходит влево и вправо, другой поднимается вверх. За кулисами находится загадочный механизм с кнопочками, ему, как и нашему театру, 35 лет. К этому аппарату подключен микрофон, и все актеры в своих гримерках слышат, что происходит на сцене. Так мы узнаем, когда наш выход.

За кулисами Ярославского ТЮЗа на стене можно найти надпись» «Верю!» и подпись «помреж» – помощник режиссера. Наверное, надпись призвана ободрить актеров перед выходом на сцену. Еще за кулисами стоит стол для реквизита.

– В сегодняшнем спектакле «Пеппи Длинныйчулок» снизу лежали большие бутафорские пирожные, а сверху – настоящие. И ели мы их по-настоящему. Мы сами попросили об этом бутафора: очень уж нам пирожных хотелось, – с улыбкой признается Екатерина.

Экскурсия перемещается в бутафорский цех. Работники этого цеха делают и ненастоящие пирожные, и чемодан для Пеппи, и множество головных уборов. Сейчас полным ходом идет работа над подготовкой роскошных шляп для будущей премьеры.

Следующий цех – столярный. В просторном помещении работают на станках, делают мебель и большие декорации. Под самым потолком – большая дверь. С помощью специального механизма через нее попадают прямо за кулисы.

Небольшое, тесноватое для экскурсий помещение с таинственным названием «гримерно-постижерный цех» пахнет косметикой. Здесь зеркала и парики на колодках, много красочного грима, крупные бигуди в ярко-розовом тазике.

– Актеры пользуются театральным гримом, – продолжает рассказ Екатерина Гуляева. – В отличие от аквагрима театральный трудно смыть водой. Зато актер может два часа, потея под светом софитов, играть свою роль, и грим на его лице не потечет. После спектакля мы смываем его минут двадцать водой, вазелином и салфетками.

Постижер и банка с кровью

Постижер – профессия, знакомая не каждому. Маленькие экскурсанты узнают парики героев разных спектаклей: Незнайки, Мальвины, Бастинды и Льва из «Волшебника Изумрудного города». Оказывается, все это работа постижера. Именно он, закрепляя на сетке тысячи и тысячи волосков, делает парики, усы, бороды и даже брови. Используют для этого волосы человека или шерсть буйвола. Труд непростой, только для готовящегося спектакля «Золотой петушок» надо изготовить 25 бород и 25 париков!

Внимание ребят привлекла неожиданная находка: на столике у зеркала стояла бутыль… с кровью.

– Конечно, это не настоящая кровь, – поясняет Екатерина. – Это тоже грим. Актеры изучают искусство сценического боя, нас учат драться не по-настоящему, и кровь не настоящая. Нанести ее на лицо на сцене сложнее, чем в кино: там кровь наносит гример, и снимается несколько дублей. А в театре кровь актер наносит во время драки сам, это надо сделать быстро и незаметно.

Кажется, за каждой дверью в Театре юного зрителя рождается сказка. Экскурсия по театральному закулисью завершается в фойе. Здесь можно увидеть портреты всех актеров Ярославского ТЮЗа. Кого-то школьники узнают без труда, перечисляя их театральные роли. Других без грима узнать труднее. Екатерина Гуляева подсказывает, в каких спектаклях ребята могли их видеть. От экскурсии у детворы – масса впечатлений. Из театра ребята выходят через служебный вход – так же, как каждый день выходят после работы актеры.
Автор: Ирина Штольба
Фото автора

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать