05:19 Понедельник, 22 Июля 2019
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Гений без задач

22 Мая 2019
Одна из замечательных традиций фестиваля «Будущее театральной России», который этой весной прошел в Ярославле, – встречи его участников с мэтрами российской культуры.   В 2019 году на 11­м БТРе выступил народный артист России кинорежиссер Сергей Соловьев. Как и полагается в такой лекции, это был главным образом монолог.

О грустной шутке БДТ

На заре своей карьеры Сергей Соловьев играл в ленинградском БДТ. Тогда это был еще не тот славный БДТ, на спектакли которого собирались толпы. Напротив, периодически зал на 1000 мест на спектаклях пустовал. Тогда в качестве решения проблемы некие отчаянные головы даже предлагали прорыть метро прямо к театру – может, эта мера заставит зрителей прибыть на спектакль. Но идею отмели по причинам ее революционности и кардинальности.

– Мы давали «Разлом», и в нем была занята практически вся труппа. Были даже сцены, где одновременно выходили по 80 человек. Актер Виталий Полицеймако (дед актера Михаила Полицеймако) шутил перед выходом в «Разломе»: ничего не бойтесь, нас на сцене больше, чем зрителей в зале! – с такой шутки Сергей Соловьев начал творческую встречу.

О Николае Губенко

Среди мастеров на курсе ВГИКа, где учился Сергей Соловьев, были режиссер кино Лев Кулешов и его жена, актриса немого кино Александра Хохлова. У супружеской четы имелся свой взгляд на ремесло актера – он должен как можно меньше говорить.

В числе тех, с кем Сергею Соловьеву посчастливилось учиться во ВГИКе, был Николай Губенко – актер, режиссер, бывший депутат Госдумы и министр культуры. Но это после, а тогда Губенко был сиротой с манерами беспризорника. Отец умер еще до его рождения, мать расстреляли немцы, когда ему было около года. Воспитывался он в детском доме Одессы.

– Но у Николая Губенко была фантастическая работоспособность, – вспоминает Сергей Соловьев. – За студенческие годы он полностью избавился от своих манер. А в дипломном спектакле играл главную роль. Что он там вытворял! В зале, полном зрителей, ходил по канату! И уже в студенческие годы снимался, а значит, зарабатывал. Деньги тратил на цирковое училище. Там освоил все специальности – хождение по канату, жонглирование и многое другое. Каждую свободную минуту Губенко тратил на самообразование.

О том, чему учить актера

– Во ВГИКе актеров учат тому же, чему и во всех театральных вузах страны. И… актеры не совсем подготовлены к работе, – считает Сергей Соловьев.

Режиссер уверен, что, например, студентов актерских отделений нужно учить… водить машину. Ведь как часто герою в фильме приходится ездить на автомобиле. А если актер не умеет это делать?

Для примера Сергей Соловьев рассказал о работе с Леонидом Филатовым: актер замечательный, но управлять автомобилем так и не научился. И в одной из картин Филатов рулит, а в ногах у него специально обученный человек вслепую нажимает руками на педали. Такого ужаса, как при съемках того эпизода, режиссер не припомнит.

Еще актеров нужно учить всем видам драк – мало ли какие приемы пригодятся для роли. И еще много-много чему.

– Актер должен обладать уникальными знаниями и ценить их в себе, – продолжает режиссер. – Вот, например, я взял на курс одну девочку. На отборочных турах читала она так себе, пела – тоже. Но она потрясающе била чечетку. И за этот талант я ее взял. Так девочка во время учебы этой чечетке научила всех однокурсников!

Об Иннокентии Смоктуновском

– Смоктуновский был потрясающий актер, всегда чему-то учился. Для него высшее счастье было, когда его кто-то чему-то научит, – вспоминает Сергей Соловьев. – Он постоянно твердил скороговорки. «Зачем?» – спрашивали его. А он отвечал: чтобы исправлять речь.

Режиссер признался, что всегда поражался работе Смоктуновского. Самое яркое впечатление – от спектакля «Идиот», где Смоктуновский играл князя Мышкина. Это было удивительно. Соловьев от сцены не мог оторвать глаз, так и просидел все действо в одном положении. «Очнулся» от сильной боли в шее.

А однажды, когда уже на экраны вышел фильм «Гамлет» со Смоктуновским, режиссер предложил ему одну из ролей в новом фильме. Тот, к удивлению, легко согласился. Еще сильнее Соловьев удивился, когда Смоктуновский, практически гений, так легко и быстро согласился заехать за молодым режиссером в гостиницу и отвезти его на дачу – обсудить работу в новом фильме. «Только не выкай!» – строго предупредил он Соловьева и пояснил. – «Мы с Козинцевым всего «Гамлета» провыкали, и получился не фильм, а полное г***».

Такая оценка актера своей гениальной роли в гениальном фильме потрясла. Потом Смоктуновский пояснил, что надо было брать другой перевод и сделать многое в фильме иначе.

– И дело, конечно, не в выканье, а в том, чтобы душа пела, – резюмировал Сергей Соловьев.

О профессионализме

Другой урок профессионализма Сергей Соловьев получил в Малом театре, где ставил «Дядю Ваню» с братьями Соломиными.

– На роль Сони я еле уговорил художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина взять одну молодую актрису – студентку, очень талантливую. Она репетировала, работала. А за две недели до премьеры подходит и говорит: мол, не могу играть Соню – беременная я, – вспоминает Сергей Соловьев. – Как? Что? Через две недели премьера, а у нас Сони нет в спектакле! И я сделал то, что делал во всех сложных ситуациях, – позвонил Татьяне Друбич. Друбич, естественно, стала отказываться: я не актриса, я стоматолог, какая может быть чеховская Соня из зубного врача.

Но Соловьев все-таки уговорил Татьяну, свою любимую актрису и бывшую жену, сыграть роль Сони в Малом театре. Друбич пришла в театр, стала репетировать, очень ответственно. Накануне премьеры – генеральная репетиция. В зале сам режиссер, Юрий Соломин. Смотрят – все прекрасно. Выходит Соня-Друбич, начинает произносить текст, и… ее не слышно.

– Мы орем: громче, еще громче!!! – говорит Соловьев. – А Татьяну не слышно! Ни с одного места в зрительном зале. Мы на грани инфаркта – надо отменять премьеру. Тут нам спокойно так говорит одна из старейших актрис Малого театра: мальчики, идите в буфет часа на полтора. Все будет хорошо. Через полтора часа мы вернулись в зал, начали заново генеральную репетицию. Выходит Друбич, и… ее слышно! Отовсюду! В любой точке зала и с любой точки на сцене! Ей просто показали те точки, куда надо произносить текст. Вот что значит доскональное знание актрисой сцены ее театра.

О задачах и «продукте»

Сергей Соловьев при работе с актерами терпеть не может, когда его спрашивают про актерскую задачу в той или иной роли. Какая может быть задача? Ремесло актера – это не учебник по математике!

– Постановка любой задачи – это ограничение возможностей актера творить. Должна быть надежда на актерскую интуицию – он сам не знает, что происходит, но возникает ощущение таинственной озаренности. И это есть настоящее чудо, – уверен режиссер.

Еще он терпеть не может, когда фильм или спектакль называют «продуктом». Именно их, «продукты», сейчас стремятся все делать. Но настоящее произведение искусства – это то, что создается из воздуха, из тайны, из интуиции.

– Вот мы работали над фильмом «Анна Каренина». Роль Каренина играл блистательный Олег Янковский. И он постоянно ко мне подходил с вопросами. Говорил, что ему что-то непонятно. На это я ему отвечал: «Так в чем проблема, что понятно, то и играй. А что непонятно, то не играй». Но Олег Янковский все равно настаивал. Я отвечал: «Выучи текст. Полностью. И все сразу станет понятно».

И этого, по мнению режиссера, достаточно. Ведь актер должен обладать феноменальной интуицией, когда из полунамека появляется шедевр.

О фильме «Асса» и зависти

Фильм «Асса» вышел в 1987 году, его называют гимном перестройки, именно там Виктор Цой впервые спел «перемен требуют наши сердца», и уже через несколько лет эти перемены наступили…

– Думал ли я, что снимаю гимн новой жизни, что предугадал крах СССР? Да ничего такого я не думал! – признался Соловьев.

А двигала режиссером банальная зависть. Зависть к режиссеру Владимиру Меньшову, который получил «Оскара» за фильм «Москва слезам не верит». Тогда зрители, посмотрев фильм в кинотеатре один раз, ночами собирались у кинотеатра и требовали повторного показа. Соловьеву захотелось тоже создать нечто такое… всемирно признанное. И чтобы зрители требовали повторного, ночного показа его картины.

– Ну и я начал думать, что бы такое замутить. А тогда были популярны индийские фильмы, решил сделать нечто похожее. Ну а что, вполне себе сюжет для индийской мелодрамы: добрая, чистая девушка, благородный юноша, коварный соблазнитель-махараджа…

Что еще есть непременного в индийском кино? Там все поют и танцуют. Первый порыв Сергея Соловьева – позвонить Алле Пугачевой и предложить ей спеть в новой картине. А потом режиссер Эшпай ему посоветовал поехать в Ленинград – там изумительный музыкальный андеграунд. Сергей Соловьев поехал и встретил там Африку, будущего персонажа «Ассы», а тот открыл для него изумительный мир питерского рока. Так и получился фильм.

О «Черной розе – эмблеме печали…»

– «Черную розу – эмблему печали, красную розу – эмблему любви» я люблю даже больше, чем «Ассу», – неожиданно признался Сергей Соловьев. – У этого фильма не было строгого замысла…

Однажды Татьяна Друбич сказала: хорошо быть сценаристом – о чем хочешь, о том и пишешь. А потом стала рассказывать о своей родственнице, которая в грустные моменты своей жизни садится за пианино и томно распевает «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». А когда ей весело, напевает то же самое, только весело.

– Ну вот же, говорю Татьяне, полсценария уже есть! Садись и немедленно пиши его целиком, – вспоминает Соловьев. – Конечно, ни за какой сценарий Татьяна не села. Но разрешила поработать над ним мне. В голове никакого плана, никакого четкого сюжета не было. Но это и есть настоящее творчество!
Автор: Ольга Скробина
Фото Ирины Штольба

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»


Подписка онлайн.

Вы можете оформить подписку на печатную газету «Городские новости» прямо на сайте.

Вы выписываете бумажные издания?

Нет, не выписываю и не покупаю
1541 (61%)

Нет, не выписываю, но покупаю
654 (26%)

Да, выписываю
322 (13%)

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: