20:29 Вторник, 15 Октября 2019
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Как он пришел этим летом

21 Августа 2019
В театре драмы имени Федора Волкова новый художественный руководитель. 19 августа в этом статусе Сергея Пускепалиса представил заместитель министра культуры РФ Николай Овсиенко.
270-й сезон Волковского театра начался небанально: с представления нового художественного руководителя, который на какое-то время сосредоточит в своих руках абсолютную власть, заменив собою и директора тоже. Обе должности оказались вакантными под занавес прошлого сезона. Тогда директора Алексея Туркалова уволило Министерство культуры, художественный руководитель Евгений Марчелли ушел сам.

В июле судьба первого русского театра казалась туманна и неопределенна: статус особо ценного объекта есть, руководителя нет, что будет дальше, непонятно. Потом появились слухи о том, что театр возглавит Сергей Пускепалис, а Министерство культуры объявило конкурс концепций развития Волковского театра. Автор лучшей концепции и должен был стать худруком.

Девять худруков на один театр

Нового художественного руководителя 16 августа определили по результатам очного тура концепций развития Волковского театра. Конкурс проходил в Министерстве культуры, трансляция в прямом эфире шла на официальной странице ведомства. Заявки на соискание должности худрука представили девять человек, среди них и те, кто хорошо знает Волковский театр, и те, кто в Ярославле бывал раз в жизни, и то проездом. Никто из претендентов не предложил радикальную идею «труппу распустить, а театр превратить в прокатную площадку для столичного «чеса». Как же видели претенденты развитие первого русского?

Видение это было, мягко говоря, ну очень разное. Некоторые соискатели с радостью сообщали, что в Волковском театре «должны быть трагедии, драмы, комедии», что «основу репертуара должна составлять русская классика», а также «исторические драмы Сумарокова и Шиллера». А 270-й сезон должен ознаменоваться какой-нибудь «хорошей исторической постановкой, например, «Борис Годунов». Кто-то даже заявлял о готовности поставить спектакли по определенным пьесам. По случайному стечению обстоятельств эти «определенные пьесы» несколько сезонов назад уже были в афише театра. О чем претендентам известно не было.

Выслушивая очередного соискателя, актер Волковского Валерий Кириллов даже поинтересовался:

– Простите, а вы в Ярославле когда-нибудь бывали?

И соискатель честно сообщил, что когда-то в далекой молодости – да, проезжая поездом, сделал в Ярославле остановку!

– Конечно, большинство претендентов демонстрировали полное незнание того, что происходит в Волковском театре, чем живет театральный Ярославль. Даже не совсем понятно, зачем они участвовали в конкурсе. На мой взгляд, из девяти представленных концепций заслуживали внимания две – Дениса Азарова и Сергея Пускепалиса, – признался Валерий Кириллов. – Я намерен переговорить с новым художественным руководителем на предмет того, чтобы часть тех идей и предложений, которые озвучивал Азаров, все-таки нашли воплощение в Волковском.

В частности, Денис Азаров заявил, что у него есть контакты с режиссерами Европы и России и это позволит привлекать ведущих мастеров театральной постановки для работы в ярославском театре. Первый русский должен стать постоянным участником фестивалей в Авиньоне и Эдинбурге, принимать на своей сцене в рамках Волковского фестиваля лучшие спектакли Китая и США. Также Денис Азаров предложил превратить фойе второго этажа в интерактивный музей, посвященный истории русского театра – от Федора Волкова и до наших дней. Кроме того, Денис Азаров хотел бы возродить «Центр Кости Треплева», где бы можно было проводить смелые театральные эксперименты, ставить современных авторов.

Центр притяжения туристов

А что же победитель Сергей Витауто Пускепалис? Как он видит будущее театра? В своем докладе Сергей Витауто был четок и лаконичен.

– Волковский театр должен стать одним из центров притяжения туристов, путешествующих по городам Золотого кольца. В их программу должно входить знакомство с лучшими премьерами Волковского, – подчеркнул Пускепалис.

Новый художественный руководитель высоко оценил работу своего предшественника. Большинство из ныне идущих спектаклей – это то наследие, которое необходимо сохранять.

– Искусство – это инструмент познания. И для меня интереснее искать суть, а не форму, – сказал он.
Сергей Пускепалис отметил, что надо сохранять кадровый потенциал Волковского театра.
И приглашать лучших специалистов, проводить мастер-классы. Необходимо сформировать
художественный совет, куда должны войти лучшие сотрудники из творческой части театра. На базе фестиваля «Будущее театральной России» должна действовать актерская биржа, а на базе Волковского фестиваля сформироваться конференция критики.

Кроме того, Сергей Витауто сообщил, что намерен начать формирование медиабиблиотеки, где были бы собраны видеозаписи лучших спектаклей театров России.

У конкурсной комиссии был главный вопрос: Пускепалис очень востребованный киноактер. Намерен ли он по примеру Владимира Машкова отказаться от предложений сниматься в кино и телесериалах? На что Сергей Витауто честно ответил: сниматься будет, но в тех кинопроектах, работа над которыми уже идет и где имеет контрактные обязательства. И уже в сентябре отправится на досъемки сериала «Шифр».

Кинозанятость не помешала одержать победу Сергею Пускепалису. Голосование за претендентов на должность худрука было рейтинговое. В итоге четверо не набрали ни одного балла, трое получили от 1 до 4 баллов, один – семь баллов. Сергей Пускепалис набрал пятнадцать баллов.

Театр – дело веселое

Сергей Пускепалис покинул Волковский театр девять лет назад. Уходил он главным режиссером при директоре Борисе Мездриче, вернулся художественным руководителем со всей полнотой власти и ответственности. С тех пор он получил несколько кинонаград и приобрел большой опыт столичной работы.

– Мне глубоко симпатично то, что задумал Сергей Пускепалис, – вернуть Волковскому театру его золотой век. В 1989 году театр посетили 260 тысяч зрителей. В 2018 году, не самом плохом, – только 100 тысяч. Если Сергею Пускепалису удастся повторить результат 1989 года, то это будет означать, что Волковский театр вышел на хороший столичный уровень, – отметил заместитель министра культуры РФ Николай Овсиенко на представлении коллективу нового художественного руководителя.

– Театр – дело веселое и ответственное, – с такими словами новый худрук обратился к труппе. – Это коллектив, это атмосфера, это благожелательность. И я обещаю, буду за этим внимательно следить.

Первое распоряжение Сергея Пускепалиса к актерской части – написать и передать худруку фамилию того, кто должен войти в худсовет. О каких-то других революционных преобразованиях Сергей Витауто говорить не стал. Попросил дать ему немного времени на то, чтобы вникнуть в текущее положение дел.

– В последнее время я в Волковском театре бываю часто, но не на спектаклях, – констатировал заместитель председателя правительства Ярославской области Максим Авдеев. – Очень важно, что в юбилейный, 270-й сезон театр входит с полной определенностью по поводу художественного руководителя, выстраивания дальнейшей жизни. Для меня важно, что Сергей Пускепалис дает посыл на то, что намерен взаимодействовать с общественностью Ярославля и Ярославской области. Со своей стороны уверен, правительство региона и губернатор окажут полную поддержку Волковскому театру.

В свою очередь замминистра культуры Николай Овсиенко напомнил собравшимся, что Министерство юстиции РФ закончило все юридические согласования: Волковскому театру присваивается статус особо ценного объекта культурного наследия народов России. Теперь этот документ направлен на рассмотрение в Правительство РФ. Волковский станет пятым театром в России с таким статусом – после Большого, Малого, Мариинского и Александринского.

СЕРГЕЙ ВИТАУТО ПУСКЕПАЛИС
Родился 15 апреля 1966 года в Курске. Мать родом из Болгарии, а отец Витаутас Пускепалис – из Литвы. Прошел службу на Военно-морском флоте. Среднее специальное образование получил в Саратовском театральном училище на курсе Юрия Киселева. Диплом о высшем образовании Пускепалис получил в ГИТИСе на курсе Петра Фоменко. В 2001 году Пускепалис окончил Российскую академию театрального искусства и в качестве дипломной работы представил спектакль «Двадцать семь» по пьесе Алексея Слаповского. С 2003 по 2007 год служил в Театре драмы в Магнитогорске.

Затем Волковский театр, должность главного режиссера. По приглашению Олега Табакова поставил на сцене МХТ «Прошлым летом в Чулимске» и «Дом».

В кинематографе обрел актерскую популярность в фильмах Алексея Попогребского. В послужном списке Сергея Пускепалиса более 40 ролей в фильмах и телесериалах. Один из самых известных фильмов, за главную роль в котором Пускепалис получил приз Берлинского кинофестиваля, – «Как я провел этим летом».
Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»


Подписка онлайн.

Вы можете оформить подписку на печатную газету «Городские новости» прямо на сайте.

Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта: