23:49
3 февраля,
пятница 2023
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
Мы в Telegram
21 Декабря 2022
Культура

Красота русского бисера

Искусство создания украшений из бисера появилось несколько веков назад и напрямую зависело от развития стекольного производства, ведь бисер – это крохотные бусинки из тончайшего стекла. Русские мастерицы бисером и мелким речным жемчугом украшали предметы одежды с незапамятных времен.
1 / 7

Больше двух тысяч пудов

Производство стекла, из которого делали бисер, пришло к нам с византийскими мастерами в IX веке, но было утрачено на несколько столетий. Позднее, в XV – XVI веках, мастерицы использовали в работах изысканный венецианский бисер. Но с середины XVII столетия в России начали строиться стекольные заводы. Петр I
хотя и отменил пошлины на изделия из Чехии, Германии и Италии, большое внимание уделял вопросам импортозамещения. Иностранных стеклоделов он приглашал для обучения русских мастеров, а наших отправлял за границу постигать премудрости стекольного дела, а также изготовления бисера.

Изготавливать стеклянные изделия русские научились, но бисер, похоже, посчитали безделицей, и мастерицы продолжали пользоваться венецианским.

Спрос на заграничный бисер и стеклярус разных цветов в XVIII веке рос с каждым днем. Если в 1748 году через порт Петербурга в страну ввезли 474 пуда стеклянных изделий для нужд рукодельниц, то всего через четыре года тот же порт принял 2126 пудов бисера и 29 пудов стекляруса разнообразных сортов и оттенков!

О пользе стекла

Широкие перспективы открыл для русских мастериц Михаил Ломоносов. В середине XVIII века он начал изучать цветное стекло и заложил в его производство научную основу. «Так в бисере стекло, подобяся жемчугу, любимо по всему земному ходит кругу.//Им красится народ в полунощных степях,//им красится арап на южных берегах» – отмечал Ломоносов в своем «Письме о пользе стекла...» графу Шувалову, который имел большое влияние при дворе. Благодаря такому поэтичному «докладу» ученому удалось убедить Сенат поддержать строительство стекольного завода.

Весной 1754 года под Ораниенбаумом начался выпуск стеклянной посуды, украшений, стекляруса, бисера и смальты – окрашенного стекла для изготовления мозаичных картин. Поначалу бисер получался кривеньким, и Ломоносов совершенствовал машину для его производства шесть лет.

«Ныне сыскал я надежный способ делать бисер, пронизки и стеклярус скорым способом, так что могу удовольствовать будущего, 1761 года, оным здешнюю коммерцию» – такими словами обрадовал Михаил Васильевич русских мастериц и модниц.

Стекольная фабрика под Ораниенбаумом проработала 12 лет – до смерти ученого. На смену русскому вновь пришел бисер из-за рубежа – Богемии и Венеции.

Русский способ

Русские женщины с малых лет осваивали различные виды рукоделия. В конце XVIII – начале XIX столетия увлечение бисером из аристократических кругов распространилось и в народ. Вокруг Москвы стало появляться множество мелких стеклодельных мастерских, позднее стеклянная фабрика открылась в Одессе. Чего только не делали из бисера в то время! Его использовали для украшения обложек альбомов и блокнотов, кошельков и различных футляров, им вышивали картины и иконы, обвязывали трости и вазы. Сейчас в музеях можно встретить совершенно удивительные вещи. Например, бисерный чехольчик для мела – и красиво, и пальцы не пачкаются.

– В Ростовском музее-заповеднике в Белой палате есть нож XVIII века, у которого бисером обвязана рукоятка. В музее Орлова хранится курительная трубка, у которой таким образом украшен мундштук, – рассказала мастер народно-художественных промыслов, директор ООО «Союз мастеров «АртЕль» Людмила Ворожцова. –  Такие бисерные украшения не плелись, а вязались крючком, и этот способ во всем мире знают как «русский». Когда его придумали, неизвестно, но в конце XVII – начале XVIII века такие технологии применяли на Русском Севере. Со временем способ вязания из бисера крючком переняли европейцы, а у нас он был совершенно утрачен. Мы не знали про него на протяжении ХХ столетия, он вернулся из Европы под названием «русский» не так давно, в 1990 – 2000 годы. Таким способом можно украсить все, что имеет круглые детали – ручки, трубки. На Севере такие круглые украшения называли «колодочками». Это могли быть толстые жгуты на шею, браслеты или тонкие длинные пояса. Сейчас название «колодочки» не сохранилось, его заменило иностранное «лариаты».

Искусство для терпеливых

Русский способ вязания из бисера не менее, а может быть, даже и более кропотливый труд, чем бисероплетение или вышивка бисером. Сначала для любого изделия рисуется схема. Тут мастерице важно иметь великолепное пространственное воображение: бисер, который будет вязаться крючком по кругу, нужно нанизать на длинную-длинную нить. Весь сразу. А это тысячи крохотных бисеринок разного цвета! Если для бисероплетения когда-то использовали конский волос, то для вязания с давних пор брали тонкую и прочную льняную нить. Сейчас мало что изменилось, только нить мастерицы используют хлопчатобумажную.

По созданной схеме на нить бусинка за бусинкой набирается бисер. Для создания одного жгутика-колье может понадобиться шесть тысяч бисеринок или даже 12 тысяч, если бисер более мелкий. А это 15 – 20 метров нити, в которой надо еще не запутаться!

– Дальше вяжется колечко, а потом по кругу: одна петля – одна бисеринка, нитка внутрь, бисеринка наружу. Главное, не пропускать, – объясняет Людмила Ворожцова. Она сама вяжет из бисера русским способом, поэтому весь процесс знает не понаслышке. – Здесь нет сложных приемов и петель, человек, знающий самый простой прием вязания крючком, тут справится. При плетении из бисера соединение происходит через бисеринку, если одна из них расколется, то рассыплется все изделие. А при вязании крючком основой является нить. Даже если утратится несколько бисеринок, изделие сохранится.

Забвение и возвращение

Русский способ вязания из бисера возвращается к нам не спеша, до сих пор им владеют немногие мастерицы. Гораздо лучше рукодельницы знают бисероплетение и вышивку бисером. Вышивку с давних пор использовали для украшения праздничной одежды и аксессуаров, для отделки церковных облачений и украшения икон. Вышитые монахинями иконы, пожалуй, соперничали с написанными.

К концу XIX века бисером занимались в основном в монастырях, редкие рукодельницы отдают предпочтение этому виду искусства. Возможно, из-за появления недорогих и практичных предметов промышленного производства, возможно, они просто выходили из моды. В начале ХХ века интерес к бисеру вовсе падает: времена наступили тяжелые – общество сотрясают революции и войны.

В советское время редкие попытки возродить это искусство не увенчались успехом. Может быть, потому что обильно украшенные предметы считались пережитком мещанства, а может, потому что наладить производство качественного бисера в СССР так и не сумели или не посчитали нужным.

Возрождение искусства началось в конце прошлого столетия. Появились новые мастера, продолжатели традиций и их истинные ценители. За последние три десятка лет в нашу жизнь вновь вошли народные промыслы, ремесла и разные виды уже, казалось бы, забытых рукоделий. Бисер вновь нашел широкое применение в создании украшений, аксессуаров, различных сувениров. Даже известные модельеры используют его при создании одежды.
Автор: Ирина Трофимова
Городские новости, № 101

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать