04:30
четверг,
25 апреля 2024 г.
4.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
31 июля 2019

Кто станет худруком Волковского?

Министерство культуры РФ объявило о начале конкурса концепций развития федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова». Соответствующее объявление появилось на сайте ведомства 23 июля.

Беспрецедентная ситуация

На самом деле за формулировкой «конкурс концепций» скрывается куда более прозаичная вещь – конкурс претендентов на кресло художественного руководителя первого русского, которому под занавес уходящего театрального сезона присвоили статус национального достояния.

Театральный сезон, как известно, исчисляется как учебный год в школе – с сентября по июнь, и он не равен календарному году. 29 июня под проливным дождем волковцы и сочувствующие им зрители принесли торжественную клятву у памятника основателю русского театра Федору Волкову и тем самым закрыли предъюбилейный, 259-й театральный сезон. Начались каникулы, предваряющие сезон юбилейный – 260-й. И тут же – сенсация за сенсацией. Волковский театр остался сразу без двух главных фигур – директора Алексея Туркалова и художественного руководителя Евгения Марчелли. Ситуация беспрецедентная: Год театра, объявленный Президентом Владимиром Путиным не абы где, а на сцене Волковского, новый статус, и тут такой перформанс.

На самом деле в любом спектакле сочетаются режиссерский замысел и некая доля импровизации. Причем в итоге уже сложно отделить одно от другого. В истории, которую переживает Волковский в 2019-м, в точности такая же ситуация.

Еще 27 марта, когда Ярославль гудел от известия о предстоящем объединении с Александринкой, один из режиссеров несостоявшегося действа худрук Волковского Евгений Марчелли, отвечая на вопрос «Кто будет определять политику Волковского? Вы?», вдруг сказал: «А при чем тут я? Меня не будет вовсе». Потом он, правда, оговорился, что новый глава театрального объединения худрук Александринки Валерий Фокин будет решать, кто возглавит Волковский. И не факт, что он остановится на фигуре Марчелли.

В итоге ту оговорку Евгения Жозефовича именно так и восприняли. Или уже в марте Марчелли знал о своих планах на лето?

Спустя какое-то время анонимные околотеатральные телеграмм-каналы сообщили, что, дескать, после объединения театров Марчелли была обещана новая должность – худрука одного из столичных театров. Но нет объединения – нет и переезда на ПМЖ в столицу. А еще спустя какое-то время пост худрука Волковского вдруг оказался вакантным.

Опыт работы обязателен

Поиском нового главы Волковского озаботилось Министерство культуры.

Вот что говорится в объявлении: «Театр является постоянным участником международных фестивалей и конкурсов, обладателем множества престижных наград, в том числе четырех национальных театральных премий «Золотая маска», премии Станиславского с формулировкой «За вклад в развитие сценического искусства и театрального дела в России». Ежегодно театр организует два форума: Международный Волковский фестиваль и молодежный фестиваль «Будущее театральной России» (показ лучших дипломных спектаклей театральных вузов страны).

В Волковском театре действует несколько площадок: основная, камерная и средняя сцены, а также арт-кафе».
Об особом статусе Волковского театра и прочем – ни слова.

До 9 августа министерство принимает заявки на участие в конкурсе, а 16 августа состоится очный этап конкурса.
К автору концепции предъявляются такие требования, как опыт работы в должности главного режиссера или художественного руководителя театра, наличие собственных постановок. Желателен опыт преподавания, а также режиссерский опыт в кино и на телевидении.

Минимальный требуемый опыт – 3 года в должности главного режиссера (дирижера, балетмейстера) или 5 лет в должности режиссера (дирижера, балетмейстера).

Не сказать, что требования заоблачные.

Сменяя друг друга

Еще до того как Министерство культуры объявило о «конкурсе концепций», поползли слухи о том, что есть реальный претендент на пост худрука. И называли имя Сергея Пускепалиса, заместителя художественного руководителя МХАТа имени Горького.

«Со мной ведутся консультации [по поводу руководства театром], но пока окончательно прокомментировать это не могу. Пока все в процессе, – приводит аккуратную цитату Сергея Пускепалиса ТАСС еще 12 июля. – 19 августа [министр культуры Владимир Ростиславович [Мединский] примет решение, тогда всем всех представят».

Также агентство уточняло, что с труппой Волковского Пускепалис пока не встречался, но знаком с ней по работе в театре в 2009 – 2011 годах.

Действительно, Сергей Пускепалис в свое время открывал новую, современную историю первого русского. После смерти директора Валерия Сергеева прошел год, за который в Волковском не появилось ни директора, ни главного режиссера. Наконец директором назначили Бориса Мездрича, а он в свою очередь пригласил Сергея Пускепалиса художественным руководителем. Спустя определенный срок на сцене Волковского состоялась премьера – «Горе от ума» в постановке Сергея Пускепалиса. Для привыкшего к «игре в сукнах» ярославского зрителя спектакль стал шоком, перевернувшим все представления о «подмостках» и «Мельпомене». Тем спектаклем история Волковского разделилась на «до» и «после».

В должности художественного руководителя Сергей Пускепалис поставил еще несколько спектаклей, попутно снялся в нескольких фильмах и получил несколько кинонаград. Но как только театр покинул Борис Мездрич, из Волковского ушел и Пускепалис. Зато появился Евгений Марчелли.

А теперь они снова меняют друг друга?

Эхо чужого скандала

Кстати, Сергей Пускепалис может вернуться в Ярославль на фоне другого скандала – во МХАТе имени Горького, где он сейчас занимает должность заместителя художественного руководителя. Там артисты протестуют против назначенного в декабре 2018 года худрука Эдуарда Боякова. Они записали видеообращение с требованием вернуть Татьяну Доронину. «МХАТ целенаправленно превращается в прокатную площадку, где классический репертуар замещается спектаклями низкого художественного уровня», – говорится в нем. Сергей Пускепалис в должности заместителя и писатель Захар Прилепин в должности завлита – это часть команды Боякова.

У актеров МХАТа претензии, конечно, к худруку, к его эстетике спектаклей, к его концепции развития театра, к тому, что он приглашает звездных режиссеров и актеров со стороны, а сами мхатовцы порой остаются не у дел…

Чем закончится история во МХАТе имени Горького и как разрешится ситуация, созданная вокруг Волковского, пока неизвестно. Такой у нас выдался Год театра…
Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать