10:36
четверг,
25 апреля 2024 г.
4.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
28 июля 2021

Литовский художник с русской душой

Саулюс Гуделевичюс – художник, с творчеством которого может ознакомиться каждый ярославец, ведь многие его работы находятся прямо на улице. Саулюс рисует на фасадах зданий и асфальте преображая самые заурядные городские локации.
Наш герой в постоянных разъездах, поэтому отвечал на наши вопросы письменно. «Все мысли мои, но текст напечатан и отредактирован женой, я все же не умею еще так хорошо писать и говорить на русском», – признался художник. Благо в переводе с художественного языка надобности нет. Ярославцы хорошо понимают и высоко ценят то, что делает Саулюс: под каждым постом в соцсетях о новых работах художника – сотни восторженных комментариев и море благодарности.

– Саулюс, Вы специализируетесь на объемных изображениях. Как долго и где Вы этому учились?

– Технику выполнения 3D-рисунков на горизонтальной поверхности я осваивал самостоятельно с 2011 года. Искал и находил материалы в Интернете, учил теорию, практиковался, начинал с идеи, разметки листа и нанесения эскиза, а уже потом рисовал на асфальте. Первый рисунок на заказ был выполнен в 2013 году в Литве, после этого было много предложений от администрации городов не только Литвы, но и Эстонии, Латвии и других стран. Был участником двух международных фестивалей 3D-рисунков в Риге и Белгороде, где познакомился с художниками из разных уголков России и мира.

– Чем Вы отличаетесь от художников, которые рисуют граффити?

– Я использую кисти, аэрограф, но аэрозоли – реже всего, поэтому не могу себя четко отнести к тем художникам, которые рисуют граффити. Я больше работаю на фасадах зданий в стиле мурал-арт, делаю роспись в интерьере, а также цифровые, пастельные и акриловые 3D-рисунки в одной или нескольких плоскостях для себя, различных выставок и на заказ.

– Какие есть проблемы у уличных художников и как их решить?

– Основная проблема – недостаточная популярность уличного искусства. В европейских странах, а также в США, Мексике и многих других, даже в самом маленьком городке, можно увидеть граффити на фасадах жилых домов, асфальте, заброшенных зданиях. Для фестивалей отводятся целые кварталы, которые становятся неузнаваемыми к завершению программы – яркими и неповторимыми. Эти локации становятся достопримечательностями, местами скопления туристов и местных жителей. Люди съезжаются поглазеть на работы художников со всего мира. В России же все только начинается: не так много стрит-арта, пока еще мало значимых фестивалей, уличных художников с известными именами. Решение здесь только одно – развитие уличного искусства. Я думаю, что в ближайшие лет пять в Ярославле все изменится в лучшую сторону, а художники будут совершенствовать свое мастерство, не нарушая существующие законы.

– А как вы относитесь к надписям сомнительного содержания на заборах и гаражах?

– Это не граффити, а хулиганство. Если же говорить именно о граффити, то неплохо бы выделить хорошие стены (речь не о центральной исторической части города) под фестиваль стрит-арта, пригласить художников, работающих в разных стилях. Начинания в этом вопросе есть, фестиваль проводился в прошлом году, но мне не удалось принять в нем участие. Одна из причин: не то качество предоставленных стен для нанесения рисунка в моем стиле. Уверен, что фестивали и картины на фасадах преобразят Ярославль и сделают его ярче, привлекут внимание туристов. Не секрет, что эскизы согласовываются с организаторами фестиваля, но хотелось бы видеть больше ярких красок, позитивных авторских идей, в том числе затрагивающих социальную сторону жизни.

– В России есть расхожее выражение: «Художник должен быть голодным». Как Вы к нему относитесь?

– Ну вообще, уличному художнику для счастья нужны только две вещи: стены и финансовая поддержка. Многие считают, что рисовать бесплатно и «за краски» – это нормально для художника. Отчасти, правда в этом есть: когда художнику нужно создать портфолио, нужна практика, реализация своей идеи в нужном месте, он не откажется от этого. Но не стоит забывать, что художник – такой же человек, как и все, ему нужно есть, одеваться, платить за жилье и иметь деньги на важные расходы. Проблема ярославцев – недооценивание чужого труда, поэтому многие начинающие художники оставляют идею связать свое будущее с творчеством и уходят в другие профессии. К сожалению, я знаю довольно много таких людей, которые говорят: «Я хочу эту картину, но денег нет, копить не хочу, организовывать сбор некогда, подожду, когда кто-нибудь как-нибудь нарисует бесплатно». 

– Как давно Вы преображаете наш город и где можно увидеть Ваши работы?

– В Ярославле свой первый рисунок – самолет – я сделал 9 мая 2015 года недалеко от дома. За последние семь лет появились еще несколько 3D-иллюзий в разных районах города. Но большинство находятся во Фрунзенском районе, где я живу. Всего за годы жизни в Ярославле я выполнил около 20 рисунков на асфальте и фасадах, остальные – в интерьере, и их куда больше.

– Усовершенствовалась ли Ваша техника со времен первого объемного рисунка?

– Конечно, все эти годы я отрабатывал мастерство, набирался теоретических знаний из различных мастер-классов, советов коллег-художников, но основное, что помогает прогрессировать, – ежедневная практика. Я рисую каждый день, без выходных. Сейчас мои работы куда интереснее и качественнее, чем несколько лет назад.

– Есть ли у Вас любимые проекты, реализованные в Ярославле?

–Любимые проекты – те, которые рождаются в семье и впервые появились на улице по моей инициативе. Это «Утки» - 3D-рисунок выполнен на пешеходной дорожке, а переход нарисован красками. Картина сделана не для водителей, а для пешеходов, чтобы напомнить о правилах дорожного движения. Люблю работу «Станция «Союз» и последнюю – «Цветок», которую я выполнил на улице Звездной в этом году. Все они позитивные, яркие, запоминающиеся. 

– Откуда можно узнать о Ваших новых проектах?

– У меня есть аккаунты в нескольких соцсетях (ВКонтакте, Фейсбуке, Инстаграме), где я размещаю свои идеи, анонсирую мои проекты и выкладываю результаты.

– Приятно, что люди Вас поддерживают?

– Конечно! В соцсетях я часто общаюсь с поклонниками моего творчества, в том числе, во время работы над уличными проектами. Это большая поддержка, благодаря которой я двигаюсь дальше, но, пожалуй, самую большую роль в моем творчестве играют семья и родные мне люди, которые гордятся мной и помогают в решении многих вопросов.
Автор: Екатерина Ласточкина
Городские новости, № 57

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать