01:57
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
17 апреля 2019

Любовь КАЗАРНОВСКАЯ: Пушкин нам всем родственник

Недавняя премьера «Пушкиниана. Любовь и карты» на волковских подмостках, без сомнения, стала одним из громких событий в культурной жизни не только Ярославской области, но и страны. Впервые за свою долгую и яркую творческую биографию в драматической роли в этом спектакле выступила известная во всем мире оперная дива Любовь Казарновская. Незадолго до премьеры нам удалось встретиться с актрисой.
– Любовь Юрьевна, что значит для вас двойная роль в этом спектакле? Ведь вы играете одновременно и Графиню, и Татьяну Ларину?

– О такой роли можно только мечтать! Я читала дневники Анны Маньяни, Элеоноры Дузе, других блистательных актрис, и каждая из них мечтала о такой переливчатой, диффузной роли, когда эмоционально твоя героиня постоянно перетекает из одного состояния в другое – это драма, трагедия, бешеный сарказм, лирика, мистика… На глазах у зрителей происходит трансформация моей героини из Старухи в Татьяну, затем в femme fatale, роковую женщину, опять в Графиню – а это постоянная смена пластики, голоса, тембра, осанки, смена костюма… Это безумно интересная, фантастическая роль, которая забирала все мои силы и воображение на протяжении последних двух месяцев.

– Наверное, нелепо спрашивать об этом актрису, которая выступала на самых известных театральных подмостках мира, и тем не менее… Вы испытывали чувство страха?

– Страшно ли мне было? Очень! На первых репетициях мне было безумно страшно, что я взвалила на себя такую ношу. Я все время думала: получится ли? Справлюсь ли я? Но чем дальше и глубже я влезала в «шкуру» моей героини Графини, чем больше мы работали над образом роли с режиссером Владимиром Алениковым, тем становилось легче. Сейчас мне кажется, что это мое второе «я».

– Это ваш дебют на драматической сцене…

– Да. У меня есть опыт работы в кино – я снялась в фильме Евгения Гинзбурга «Анна», в основе которого лежит пьеса Островского «Без вины виноватые», но действие фильма перенесено в наше время, а моя героиня – оперная певица. Я ведь и училась в свое время на отделении актеров музыкального театра в училище Гнесиных, а уже потом, когда поступила в консерваторию, Борис Александрович Покровский, великий оперный дирижер и педагог, мне говорил: «Люба, не ходите на актерское мастерство, вы мне студентов смущаете. Уж слишком многое вы умеете». Но все равно это не тот опыт, который нужен на сцене драматического театра. Я многое умею как оперная артистка, в этой сфере у меня опыт колоссальный, но вот играть в ансамбле с драматическими артистами – это была для меня очень сложная задача.

– В вашей биографии уже была роль Татьяны в «Евгении Онегине»…

– Конечно, Татьяна – это одна из тех ролей, которую я пела на протяжении очень долгого времени, более того, именно партия Татьяны была моим дебютом абсолютно во всех ведущих театрах – Мариинском, Метрополитен-опера, в театрах Канады и Испании... Впервые я спела Татьяну еще студенткой, это было на сцене музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Когда мы репетировали в Метрополитен-опера, всемирно известный дирижер Джеймс Ливайн сказал: «Оставьте ее в покое, она сама – Татьяна». Так что я знаю эту роль вдоль и поперек.

– Такой богатый опыт исполнения роли Татьяны в опере не мешал вам при создании драматической роли в «Пушкиниане»?

– Наоборот, помогал. Я знаю «Евгения Онегина» наизусть, образ распахан у меня изнутри. И тем не менее сыграть Татьяну в «Пушкиниане» было непросто. По задумке режиссера в этом спектакле сразу две Татьяны: актриса Татьяна Коровина играет Татьяну Ларину в молодости, моя Татьяна – это женщина, перелопаченная судьбой.

– Насколько значимо для вас то, что ваш дебют в драматической роли состоялся именно на сцене Первого русского театра, да еще в год 220-летия со дня рождения Пушкина?

– Это невероятно важно для меня! Первая серьезная книга по филологии была подарена мне Виктором Виноградовым, директором института русского языка, который носит имя Пушкина. Это была книга «Стиль и язык Пушкина». А у Виктора Владимировича учились все наши великие филологи – и Дмитрий Лихачев, и Ираклий Андроников, и другие. Все они собирались в доме у моего педагога Надежды Матвеевны и ее мужа Виктора Владимировича, где бывала и я. Надежда Матвеевна говорила так: «Пушкин нам всем родственник», и советовала: «Любанечка, когда почувствуешь, что язык у тебя засоряется, открывай Пушкина и читай». Поэтому все, что происходит со мной на сцене Первого русского театра, – это пространство гармонии. Я погружена в абсолютную красоту пушкинского слова, божественной музыки Чайковского и польского композитора Кшиштофа Пендерецкого. Это счастье.

– Вы себя уже ощущаете ярославной?

– Наверное, да. Наши частые приезды в Вятское дают мне ощущение этой великой земли. Моя мама говорила про эти края: «Живем на святой земле». Не зря меня так притянуло Вятское, которое я сейчас воспринимаю как свою малую родину.

Вот и фестиваль «Провинция – душа России», который мы затеяли и проводим, чрезвычайно интересный и по биению творческий жизни отнюдь не деревенский, не провинциальный. К нам приезжают знаменитые люди и удивляются – ого, говорят, какая у вас афиша! А какой у нас замечательный конкурс исполнительского мастерства, международного, между прочим, уровня! В этом году он пройдет в третий раз, и география участников – вся Россия, страны Европы, Азии; блистательное международное жюри… Я как президент конкурса счастлива, что в рамках одного конкурса мы можем показать музыкантов разных направлений: скрипка, вокал, фортепиано, духовые инструменты.
Автор: Лариса Драч

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать