12:52
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
2 октября 2019

От Орфея до Чацкого

С 23 по 29 сентября в Ярославле проходил XX Международный Волковский фестиваль.

Медаль номер один

23 сентября в Волковском театре было многолюдно. По фойе прогуливались люди в национальных якутских костюмах. Известные ярославской публике актеры дефилировали по фойе, любезно здоровались и даже раскланивались друг перед другом, поздравляя с множеством всяких юбилеев и праздников. Тут и Год театра, и присвоение Волковскому статуса особо ценного объекта культурного наследия народов России, и открытие 270-го сезона, и юбилейный, 20-й по счету, Волковский фестиваль.

То, что театральный Волковский фестиваль юбилейный, звучало рефреном в тот день и со сцены. Со значимой датой всех поздравил заместитель министра культуры РФ Павел Степанов.

– Волковский фестиваль проходит уже в двадцатый раз, и за прошедшие годы он стал престижным театральным форумом не только России, но и зарубежья, – подчеркнул замминистра.

По традиции открылся фестиваль с вручения премии Правительства РФ имени Федора Волкова. Высокую награду получил Пермский государственный театр оперы и балета, Новосибирский городской драматический театр, а также художественный руководитель ТЮЗа Республики Саха (Якутия) Алексей Павлов.

Именная награда вручается каждый год. Но впервые, как подчеркнул Павел Степанов, она представляет собой медаль, отчеканенную на фабрике «Гознак». На обратной стороне медали есть и номер – № 1. А значит, на 21-м фестивале кто-то из российских театральных деятелей получит медаль № 2.

Областную премию «За высокое служение театру и развитие традиций Федора Волкова» на открытии фестиваля вручил губернатор Дмитрий Миронов. Лауреатом стала актриса Ярославского кукольного театра Маргарита Смирнова.

О хрупкости мира

Фестивальная программа, как всегда, была насыщенной и разнообразной. В ней были представлены спектакли российских театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Новосибирска, Воронежа, Барнаула, Республики Саха, театральные коллективы из Эстонии и Франции.

Самый необычный показали французы. Во-первых, спектакль «La Meridienne» Th??tre de la Massue из Ниццы – это кукольная миниатюра. А во-вторых, это самый «возрастной» спектакль. Ему уже 32 года.
– Актер, который сейчас играет в этой постановке, видел спектакль в 8-летнем возрасте, – признался основатель театра Эзекьель Гарсиа Ромё.

Создатели спектакля «La Meridienne» побывали в Доме дружбы «Ярославль – Пуатье», где встретились с учениками школы № 42 с углубленным изучением французского языка. Актеры рассказали школьникам о своем театре, об Авиньонском фестивале, где 32 года назад и состоялась премьера спектакля.

Кукольная миниатюра – это рассказ о хрупкости мира, об экологии. Играют спектакль практически без слов, только пластикой марионеток, а потому понятен он любому зрителю в любой стране.

Такая долгая жизнь спектакля во Франции – исключение. Как рассказал месье Ромё, во Франции лишь один репертуарный театр – это «Комеди Франсез». Все остальные театральные коллективы существуют совершенно в другом режиме. Они создают спектакль и играют только его, ездят с ним по всей Франции и по всему миру. Средний срок жизни одного спектакля – от шести недель до года. Затем коллектив делает новый спектакль и также колесит с ним по миру. «La Meridienne» Эзекьель Гарсиа Ромё сознательно хранит на протяжении трех десятков лет – слишком важные темы он поднимает.

– Кукольный театр прежде всего ассоциируется со спектаклем для детей. Но наш спектакль сделан для взрослых, детям сложно понять тему хрупкости мира, – подчеркнул месье Ромё.

Почувствуй себя Эвридикой

Волковский театр на фестивале сцену отдал гостям. Сам же свою постановку «Орфей не придет» перенес на улицы города.

«Спектакль начинается от морга Соловьевской больницы» – такую инструкцию получили все зрители «Орфея». Начало небанальное и многообещающее. Еще больше обещал финал, прописанный в той же инструкции: он должен был состояться в районе Коровников. «Ну вот, путешествие от морга до тюрьмы», – сразу мелькнуло в голове.

К счастью, сцены из жизни анатомического театра на сей раз не разыгрывали. На парковке перед моргом вполне буднично восемь зрителей сели в восемь разных машин, пристегнулись и куда-то поехали. За рулем актер Волковского в повседневной одежде.

– Вот у меня был случай – вез я одного парня… – такой треп таксиста знаком, наверное, каждому. Кто-то вслушивается в него, кто-то пытается поддержать разговор, кто-то погружается в свои мысли.

В постановке «Орфей не придет» таксистские байки про пассажиров идут одна за другой. Вполне буднично рассказывают про учительницу – тайную живодерку, про бабушку с девочкой, про какого-то солдата, про одного парня… И потихоньку из оговорок и формулировок, как из отдельных фрагментов мозаики, складывается целая картина: за рулем машины не актер и не таксист. Это Харон, перевозчик душ умерших, везет душу от морга (где, должно быть, находится бренное тело) в Царство Мрачного Аида.

Загробный мир, как и положено по древней мифологии, находится за рекой. В наших реалиях – за Которослью, на берегу Волги. Душу в районе Коровников встречают некие персонажи, надевают черную маску на глаза и куда-то ведут. В одно ухо звучит православная молитва, в другое – мусульманская. Тут же звенят колокольчики. Эти звуки сопровождают блуждание во тьме. А когда они умолкают, можно наконец снять маску. Перед носом – стена, за ней – загробный мир.

Всем вновь прибывшим в Царство Аида выдают по бокалу красного вина и отправляют гулять по песчаному берегу – размышлять о бренности существования и о самом сокровенном желании. Существование действительно бренно – как гласит плакат на берегу Волги, «Орфей не придет». Что, видимо, должно восприниматься как эвфемизм фразы «Выхода нет». Хотя… знатоки античной мифологии помнят, что Орфей – никудышный проводник из загробной жизни в жизнь земную. Вывести свою Эвридику ему не удалось…

Премьеры сезона

Завершился XX Международный Волковский фестиваль спектаклем «Горе от ума» Новосибирского городского драматического театра под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Сергея Афанасьева. Ярославцы посмотрели практически премьеру: самый первый показ «Горе от ума» в Новосибирске состоялся 20 сентября, накануне открытия Волковского фестиваля.

Муниципальный театр Новосибирска Сергей Афанасьев создал около 40 лет назад из выпускников своего курса. Надолго актеры в театре не задерживаются – уже через несколько лет получают предложения в другие, более крупные. Худрук даже именует свое детище «кузницей кадров для других театров».

– У нас театр маленький – на сто зрителей, сцена небольшая, – признался Сергей Афанасьев. – Адаптация спектакля к большой сцене – это интересный опыт.

«Горе от ума» входит в число тех произведений русской классики, которые ставят на театральных подмостках чаще всего. И за двести с лишним лет русская сцена повидала огромное количество Чацких и Фамусовых! А спектакли продолжают ставить, и каждый режиссер хочет создать нечто оригинальное. Сергею Афанасьеву это удалось. В спектакле смешалось все – от классической трактовки до клоунады, маскарада, современной попсы в исполнении Киркорова. Все это дополнено сносками и ремарками, с коими обычно сталкивается читатель, но не театральный зритель. Это скорее игра в «Горе от ума», чем «Горе…»

Молчалин больше похож на толстого Карлсона, Софья на дворовую девку, Фамусов на чертика из табакерки. С человеческим лицом лишь Чацкий, который время от времени надевает маску и обретает обезьянью пластику. Для него все кончается печально, карета скорой помощи увозит Чацкого в сумасшедший дом.

«Горе от ума» не единственный свежий спектакль на Волковском фестивале. Премьерами сезона порадовали Театр. doc, МХТ имени Чехова.
Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать