03:04
суббота,
20 апреля 2024 г.
4.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
26 августа 2020

Первый фестиваль после карантина

На протяжении без малого трех десятков лет фестиваль искусств «Преображение» – главное культурное событие августа в Ярославле. В этом году зрители ждали его с особым трепетом и волнением: до последнего момента проведение фестиваля стояло под вопросом из-за опасности коронавирусной инфекции. Но фестиваль объявили, и к кассам музея выстроились очереди.
1 / 7

Яблочный Спас

Традиционно начало фестивалю положило освящение плодов нового урожая. Под колокольные перезвоны в Спасо-Преображенском соборе божественную литургию совершил епископ Некрасовский Борис. Православные прошли крестным ходом по территории Спасо-Преображенского монастыря. С праздником Преображения Господня ярославцев поздравил митрополит Ярославский и Ростовский Вадим.

– Я благодарю руководство города и руководство музея-заповедника за то, что в этот день в очередной раз нам разрешили совершить в храме XVI века божественную литургию, – сказал митрополит. – Сегодня мы все просили у Господа мира и здравия нашей стране, нашему народу. Мы понимаем, что на сегодняшний день это самые актуальные прошения. Нам всем хочется, чтобы нас не коснулись треволнения века сего, к сожалению, это неизбежно. Но Господь победил все зло, которое таилось в этом мире, он воскрес ради нас, и мы сегодня, пытаясь быть его учениками, в этот светлый и радостный праздник попытаемся подражать ему во всех прекрасных делах, которые он совершал.

Под колокольный перезвон

В этом году фестиваль «Преображение» особенный. Все концерты проходили только на открытом воздухе, а количество зрителей строго ограничили. Дважды в день над музеем-заповедником разливался колокольный звон. Лучшие звонари Ярославля, Иванова, Костромы, Вологды, Москвы и Санкт-Петербурга давали концерты на большой звоннице и малой надвратной колокольне. Такие концерты – ежегодный подарок от организаторов фестиваля ярославцам и гостям города, на них не нужен специальный билет, а колокольный перезвон слышен далеко за пределами музея.

Историю колокольного искусства в нашей стране отлично знает руководитель Ярославской школы колокольных звонов Владимир Дегтярев. Сама школа существует уже полтора десятка лет, за это время выпущена сотня новых звонарей. Процесс обучения в школе уникален: на курс набирается десяток желающих учиться звонить в колокола, и учат их десять преподавателей – каждому ученику достается по учителю.

– Ярославская школа колокольных звонов создана по благословению владыки Кирилла, – рассказал Владимир Дегтярев. – Интерес к колокольным звонам большой, приходят и 13-летние подростки, и взрослые, уже состоявшиеся в своих профессиях. В основе нашего обучения лежит уважение к традициям русской православной музыки и церковных колокольных звонов.

По некошеным лугам

Второй фестивальный день порадовал ярославцев невиданной прогулкой по роскошным некошеным лугам. Именно так – «некошеный луг» – переводится с латыни название московского ансамбля старинной музыки «Pratum Integrum». Коллектив, созданный в 2003 году, очень быстро обрел репутацию чрезвычайно яркого и высокопрофессионального ансамбля. С этим согласны и российские слушатели, и ценители старинной музыки из-за рубежа.

«Pratum Integrum» – оркестр, играющий музыку эпохи барокко и классицизма на исторических инструментах. На фестивале «Преображение» в исполнении оркестра впервые в России прозвучала «Русская симфония» итальянского композитора Доменико Далольо. В 1735 году Далольо переехал в Россию и 29 лет оставался на службе императорского двора в Санкт-Петербурге.

Письма с фронта

Вечер пятницы, 21 августа, потряс зрителей, пришедших на иммерсивный спектакль «Письма Первой мировой». Это совместный проект музея-заповедника и театра имени Волкова. С помощью актеров зрители не только познакомились с редкими музейными документами, но и сами стали участниками театрального действа, погрузившись в атмосферу 1914 – 1918 годов.

Разделившись на три группы, зрители стали ополченцами и, получив денежное довольствие, отправились в путь. На территории музея смогли разместиться городская площадь Ярославля и мобилизационный пункт, откуда на фронт отправлялись бойцы, окопы на передовой и застенки немецкого плена. На протяжении всего маршрута зрителей сопровождали реальные голоса свидетелей той войны – пронзительные до мурашек на коже, проникновенные, необыкновенно искренние и настоящие письма ярославцев и жителей губернии, участников Первой мировой войны.

– Письма как музейный экспонат, сколь бы ценную информацию они ни несли, для большинства непосвященных остаются лишь исписанным листом бумаги, – сказала заместитель директора Ярославского музея-заповедника Светлана Блажевская. – Но благодаря артистам Волковского театра эти письма для нас ожили, сквозь написанные более века назад строки проступили судьбы конкретных людей, наших земляков, которые жили, любили, сражались и верили в лучшее. Для нас очень важно, что тема Первой мировой войны, которой музей подробно занимается уже не первый год, нашла такой горячий отклик у современников.

Из жизни отдыхающих

Понаблюдать за жизнью отдыхающих на даче смогли гости фестиваля 22 августа. Концерт «Дачный роман’с» перенес зрителей в уютную и чарующую атмосферу дачных вечеров-салонов XIX века. В образе дачников предстали Наталья и Михаил Асанкины, а зваными гостями были солисты московского театра «Новая опера» Джульетта Аванесян и тенор Ярослав Абаимов.

– Ни для кого не секрет, что в последнее время дача для многих стала местом спасения, – рассказала примерившая на себя образ дачницы Наталья Асанкина. – Мы предлагаем зрителям поговорить о культуре дачной жизни XIX столетия. В то время ярославцы тоже могли позволить себе если не собственные дачи, то съемные летние дома. Например, известным дачником был художник Константин Коровин. На его даче в Охотино не раз гостили знаменитые друзья Федор Шаляпин и Валентин Серов. Они именовали себя троицей весельчаков, увлекались охотой, купанием, рыбной ловлей, пикниками и забавными розыгрышами. Позднее, в эмиграции, Коровин и Шаляпин вспоминали то время как самое веселое.

Все ради музыки

Фееричным завершением фестиваля «Преображение» стали сразу два события. 23 августа ярославцы увидели выступление оркестра балканской музыки «Bubamara Brass Band» под руководством Алексея Каштанова. Московский коллектив с успехом выступает на концертных площадках и фестивалях по всему миру, в его дискографии шесть студийных альбомов.

Концерты «Bubamara Brass Band» – яркие, красочные импровизации, уникальные шоу, совмещающие безудержный балканский духовой драйв, танцы и вокал. В переводе с сербского «бубамара» означает «божья коровка». Этим же именем звали героиню фильма Эмира Кустурицы «Черная кошка, белый кот». В основе репертуара коллектива – балканские народные и авторские мелодии, многие из них хорошо известны в мире по фильмам знаменитого югославского кинорежиссера. Под зажигательные балканские мелодии «Bubamara Brass Band» танцевали девушки из ансамбля сербского танца, а вместе с ними в пляс пустились и зрители.

Поздним вечером зрителей ждал финальный аккорд фестиваля. Магию музыки с магией слова совместили мастера театральной сцены Сергей Чонишвили, Даниил Страхов и Сергей Шнырев. Мелодии к проекту «Магия музыки. Магия слова» написал Алексей Айги. В результате получился необычный музыкально-драматический проект, в котором звучали шедевры русской поэзии ХХ века.

На сцене – три актера, три героя, три взгляда на историю и современность, на жизнь и любовь. Каждый из них ведет свою тему, вступая в диалог или оставаясь в одиночестве. Четвертым героем стала несравненная музыка Алексея Айги, она существовала словно вне времени и пространства. Вместе с композитором и скрипачом Айги выступил его ансамбль «4:33».

И Сергей Чонишвили, и Даниил Страхов, и Сергей Шнырев – актеры, хорошо известные самой широкой публике по ролям в театре и кино. На фестивале искусств «Преображение» они открыли неожиданные грани своего дарования. Для каждого из них встреча с поэзией стала еще и разговором о самом себе.
Автор: Ирина Штольба
Городские новости, №72

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать