00:17
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
17 февраля 2021

Писать красиво нелегко…

В Международный день почерка, который ежегодно отмечают зимой, в Музее истории города Ярославля прошел мастер-класс по чистописанию.
Взрослые и дети с радостью брались за перо и оформляли первую букву своего имени в буквицу. Буквица крупная, отличная от других тем, что украшена различными элементами: вензелями, завитушками, листиками – в зависимости от темы. Рассматривать ее – занятие занимательное, но не менее увлекательно создавать ее самим. По желанию можно было также подписать открытку с изображением Ярославля. Перья ученики, направляемые педагогами школы «Русская каллиграфия и вязь», макали в разбавленную гуашь. Педагоги учили: перо не нужно постоянно встряхивать, его необходимо правильно окунать в тушь. Оказывается, делать это нужно до «окошечка», которое есть у каждого пера, тогда оно не будет давать кляксу. А еще у перышка есть «усики-листочки» и «щечки». Основатель авторской школы каллиграфии Юрий Аруцев всегда говорил, что образование от слова «образ», поэтому в школе надо учить образами.

– Наконец-то я нашла занятие, которое поможет поправить моему сыну Артему спину. Это чистописание. Кажется, за 4 года занятий бальными танцами ему не сделали столько строгих замечаний держать спину прямо, как на мастер-классе. И, несмотря на то что перья с первого раза нас не слушались, нам очень понравилось. Роспись Артема будет висеть в рамочке на стене, – поделилась ярославна Светлана Антуфьева.

Врач-эксперт Юрий Иванович Аруцев (1951 – 2020) за время своей творческой деятельности выполнил около 3500 каллиграфических работ, в том числе 1200 монограмм, и разработал несколько видов рукописных шрифтов. Наиболее известный из его почерков «Александр Сергеевич Пушкин» – изысканный и утонченный. Этим почерком выполнена самая большая в мире каллиграфическая надпись на русском языке – название Государственного института русского языка имени Пушкина в Москве. Шрифт следовало бы назвать «Аруцев», но мастер был скромен. В этом творческом, живом шрифте много графических элементов, которых нет ни в английском курсиве, ни в школьном письме советского периода: усики, засечки, каскады вензелей, золотые точки. В шрифте «Пушкин» – пять видов начертания буквы «в» и выносные элементы совершенно разные. А внутри буквы, если ее увеличить, есть небольшая «каплевидность» – правый усик пера отходит в сторону и делает небольшую волну. Есть и пять видов разного нажима – в зависимости от того, какое впечатление «писатель» хочет произвести. Легкий текст – нажим ультратонкий, драматичный – капелька делается побольше.

В арсенале школы, основанной Аруцевым, целый ряд авторских программ: «Чистописание», «Русская каллиграфия», «Левша», «Коррекция почерка», «Дошкольник», «Ярославская вязь», «Искусство монограммы», «Разработка персональной подписи». Самым маленьким учеником была девочка трех с половиной лет, которая без перерыва писала пером и тушью палочки два с половиной часа. Самыми старшим – 82-летний священник. В общей сложности за 11 лет через школу прошли более 1000 учеников. Формы обучения «затейливому» письму разные: очное, индивидуальное, очное в группе. Экспресс-курс чистописания длится 4 дня, а авторский видеокурс состоит из 58 уроков.

В этой школе обучают как в советское время, то есть учат письму отрывному, с учетом средней линии строки, со всеми соединениями. Буквы состоят из элементов, собираются, как конструктор, из овалов, крючочков, прямых, выносных элементов. Здесь уверены – отрывное письмо является основой выработки красивого почерка, ребенок пишет ровнее, быстрее и понятнее. Для развития пластики пальцев есть различные приемы. Например, «щепотка», предложенная Александром Золотаревым, когда тремя пальчиками берется перо, а два отдыхают на ладошке.

– Друзья часто спрашивают меня, куда я ухожу. Я отвечаю, что иду на урок каллиграфии, что это бесподобное письмо, очень красивое. Когда я на уроке пишу буквы и тексты, я отключаюсь от всех забот, уроков, усталости. Нет вокруг меня ничего – только я, только перо, только бумага и красивые буквы, соединенные в красивые слова. Каллиграфия – это огромное достижение человечества. Для меня даже музыка, которой я занимаюсь, по сравнению с каллиграфией ничто. Каллиграфия дает мне больше, чем мой инструмент, – признается девятиклассница Алиса Флюсман.

Более 20 выпускников школы Аруцева стали каллиграфами или, как еще говорят, краснописцами международного уровня. Достаточно новое направление – каллиграфия по пейзажной фотографии, каллиграфические натюрморты. Один из них, созданный поваром Татьяной Белавиной, написан строчной буквой «а», в нем порядка семи тысяч «а»! Мастер потратила на свою работу три месяца.

Оригинально выглядит и работа Александра Золотарева «Мы русские или ты забыл», выполненная на коре сосны. Александр пропагандирует русскую вязь. Это род письма, где буквы связаны, переплетены или всунуты одна в другую. Юрий Аруцев к 1000-летию Ярославля разработал на основе традиционной вязи ярославскую – простую в освоении систему письма.

Дети быстрее схватывают вязь – за один часовой урок, иногда за два. Первоклассница Таисия Седова на первом же занятии по вязи за час выполнила остроконечным пером аккуратную и красивую работу «Мама-Рось».
– Вязью всегда хочется писать о чем-то важном. Заложить напоминание, напутствие, – уверена педагог и каллиграф Светлана Руденко.

Среди тех, кто дал ярославской вязи второе дыхание, уличный краснописец Александр Абросимов. Этот ученик Юрия Аруцева предпочитает большие форматы. Самая большая его работа – арка, расположенная на улице Свободы, где написаны слова из стихотворения Бродского «Не выходи из комнаты». Площадь работы – около 70 кв.м. На нее ушло два с половиной дня и примерно 20 литров фасадной краски. Александр работал в паре с другом Евгением Фахрутдиновым: он писал вязью, а Евгений украшал межстрочное расстояние готическим орнаментом. Абросимов – один из самых плодовитых каллиграфов России, за полгода он создал 67 удивительных работ.

У энтузиастов школы Юрия Аруцева много планов. Готовится к изданию первый в мире словарь каллиграфа и 6 новых методик. А еще они мечтают установить памятник ярославскому перу с клеймом «звездочка». Его когда-то выпускали на ярославском заводе «Оргтехника». В лихую приватизацию 90-х завод был остановлен. На захламленном складе едва дышащего предприятия оставалась тонна стальных перьев. Об этом случайно узнали педагоги, которые обучали детей письму по методике Русской классической школы. Они купили на вес всю тонну. Хотя тогда наверняка и подумать не могли, что каллиграфическое письмо ручкой макалкой со стальным пером снова войдет в моду…
Автор: Анастасия Соловьева
Городские новости, №11

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать