17:34
пятница,
29 марта 2024 г.
9.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
24 декабря 2015

«Преступление и наказание» показали в Ярославле

Спектакль «Преступление и наказание», который 21 декабря показали на сцене Волковского театра актеры МХТ имени А. Чехова,  заявлен как сцены по мотивам романа Достоевского. Происходящее представлено через восприятие Родиона Раскольникова, который перестает быть главным героем, растворяясь в череде других образов. Эта интерпретация принадлежит питерскому режиссеру Льву Эренбургу.

В целом происходящее на сцене вполне создает атмосферу, свойственную Достоевскому:  душевные метания, отчаяние,  глухая безнадежность, общий сумрак души. И вполне традиционный для писателя вопрос поиска Бога. Нет его или не слышит он героев, отпуская каждому меру испытаний для его веры. И те, кто на сцене, и те, кто в зале, вынуждены искать ответ на этот вопрос.
1 - IMG 9773Страдают все герои. Причем по режиссерской задумке делают они это натуралистично. Катерина Ивановна, Мармеладов, Соня –  вечно пряча лицо от стыда. Именно страдание становится основным событием спектакля, вокруг которого развивается действие, а вовсе не убийство, совершенное Раскольниковым. Кровавое деяние, ставшее основой романа, в спектакле превратилось в промежуточное событие. В поведении Родиона Романовича, которого сыграл молодой актер Виктор Хориняк, прослеживаются явные признаки психического расстройства, которое заставляет его играть с жизнью «на выживание», менять маски, впадать то в депрессию, то в ярость. Гамму переживаний Виктор Хориняк передает при помощи потрясающей пластики: то он сутулится и сжимает колени, то, как паук, забирается на стол, поджимая конечности, а судороги в петле превращаются в жутковатый, захватывающий танец.
На разрыв исполняет свою роль – больной чахоткой Катерины Ивановны – Ксения Лаврова-Глинка. В финальной сцене спектакля она карабкается  по грязно желтой стене в поисках «управы» на унизительную нищету, на обманувшую жизнь, на «поедающих рябчиков» и «государей».
Страданием пропитана вся окружающая действительность, где нет ничего красивого и светлого. Любовь – обязательно через муки, подлость, ложь, преступление. Смерть – в грязи и боли. Поэтому в спектакле не так много текста – действие не столько в словах, сколько в психологизме состояний, событий, образов.

ФОТО Ирины ШТОЛЬБА

Автор: Мария ПАВЛОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать