23:20
23 июля,
пятница 2021
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
Мы в Telegram
23 Июня 2021
Культура

Свет! Камера! Мотор!

Самую настоящую кинокарту с обозначением площадок фильмов, снятых в Ярославле, можно увидеть на выставке в Музее истории города. Экспозиция, подготовленная совместно с кинокомпанией «Ярсинема», посвящена, как вы уже догадались, важнейшему из искусств. Ярославль одним из первых городов России приобщился к новому виду искусства.
1 / 3

Первые фильмы

Первопроходцем киноискусства стал ярославский мещанин, владелец трех гастрономических магазинов в собственных домах по улицам Екатерининской, Большая линия, Духовской (ныне Республиканская) Григорий Иванович Либкен. В годы, когда зарождалось массовое русское кино, этот «колбасник» придумал убойный рекламный ход: ярославская газета «Голос» публиковала его рекламные объявления: «Кто купит товару на 5 рублей, получает бесплатное место в мой электро-театр «Волшебные грезы».

В промоушене он отличался новаторскими ходами. Рядом с его кинотеатрами появлялись даже... публичные дома. В киноиндустрию Либкен входил поэтапно с 1905 года. Сначала он открыл прокатную контору. В 1910-м в построенном здании по адресу: ул. Власьевская, 9 (ныне ул. Свободы, 9) появился первый кинотеатр «Волшебные грезы». Его дебютной постановкой стала «Дочь купца Баширова» («Драма на Волге»), снятая в 1914 году. Сохранилась афиша, предварявшая ярославские показы фильма «Стенька Разин», снятого Либкеном тоже в 1914 году.

Кроме того, Либкен – один из первых в России, кто попытался озвучить кино. В 1915 году он использовал «кинетофон» – симбиоз кинопроектора и фонографа – при демонстрации одного из фильмов. До 1918 года профинансировал производство более 70 фильмов. Известно весьма ориентировочно, что Либкен эмигрировал из России в 1919 году морем, через Крым. И, осев в Константинополе, занялся там кинопрокатом.

По заказу федеральных каналов

В 2000 году благодаря актеру и продюсеру Юрию Ваксману в Ярославль спустя без малого столетие вернулось собственное кинопроизводство – на базе негосударственного учреждения культуры «Ярославский камерный театр» была создана частная кинокомпания «Ярсинема». Работа кинокомпании начиналась с оказания небольшого перечня услуг: оформление разрешительной документации, подбор объектов для съемок, размещение съемочных групп в гостиницах Ярославля и области, обеспечение групп горячим питанием. Но со временем был подобран штат профессиональных кадров, и в 2007 году появилась возможность организовать собственное кинопроизводство. На базе компании сформирован костюмерный цех, транспортный цех, включая специализированный и игровой транспорт.

Кинокомпания «Ярсинема» организовала съемки более 120 проектов на территории области, в их числе 15 проектов по заказу федеральных телеканалов, 13 собственных проектов, а также авторское кино. Фильм «Гидравлика», кстати, первая российская лента, снятая на цифровую камеру, попал на Шанхайский кинофестиваль в числе 15 отобранных картин. А фильм «Прадед», полностью снятый в Грузии, был показан на очень престижном итальянском кинофестивале в Бари.

«Ярсинема» организовывала съемки в Молдавии, Узбекистане, Грузии, Италии, Таиланде... А в Ярославле, наоборот, пробовали снять Арабские Эмираты! Нашли и уголок Германии: в районе областного суда на Флотском спуске есть дома, построенные в немецком стиле. А гостиницу SK Royal выдавали за турецкую. Все эта «заграница» – в сериале «Специалист».

Старые дома и здания бывшей фабрики «Красный Перекоп» оказались весьма убедительны в роли Ростова-на-Дону, поэтому почти 90 процентов сериала «Ростов» снимали в Ярославле. Берег Волги по растительности оказался очень похож на берег Дона. Да и старые дома нашего города очень близки архитектуре Ростова-на-Дону.

Кстати, именно в сериале «Ростов» можно лицезреть фасад дома почетного гражданина Ярославля купца I гильдии Василия Кузнецова. В фильме это не что иное, как ... публичный дом. Правда, интерьеры снимали в другом месте. Музей несколько преобразили: повесили вывеску, а в оконные проемы вставили веселые розочки. К слову, в сериале «Ростов», действие которого разворачивается в 20-х годах прошлого столетия, одну из ролей – ювелира, скупщика краденого Адама Карловича Янкеля исполнил Юрий Ваксман. В июле этого года начнутся съемки второго сезона сериала.

Скорая бутафорская помощь

На выставке широко представлены предметы реквизита и кинотехника. Интересен старенький ящичек для инструментов с интригующим названием «Скорая бутафорская помощь». Он, как и видавший виды фартук с огромными карманами, принадлежит одному из сотрудников «Ярсинема». В ящичке краски, скотч, ножницы, молоток, клещи – в общем, все самое необходимое.

Дорожный чемодан, с которым появляется в фильме «Вор» герой Владимира Машкова, берет непутевого сантехника Борщова из фильма «Афоня», портфель на двух пряжках из кожзама Нестора Петровича из «Большой перемены» и даже рабочий инвентарь героя Алексея Гуськова из «Мусорщика» тоже здесь. Но это не подлинные, а всего лишь типовые вещи того времени. А вот костюмы из двухсерийной мелодрамы «Клоуны» с участием Юрия Ваксмана, первой работы «Ярсинема», – настоящие. Чего тут нет! И верстовой столб, точнее, уменьшенная его копия, и накладки на двери, закрывающие современные, пластиковые… Можно даже сфотографироваться с хлопушкой и бутафорской камерой из спектакля, поставленного в Волковском театре так давно, что никто уже не помнит его названия. А вот камера «Экран» 80-х годов, что называется, в полной боевой готовности, с родным аккумулятором. И, по отзывам владельца Ярославского музея фотографии Владимира Дорофеева, очень надежная.

Выставку дополняют советские издания о кино 60–80-х годов, открытки с портретами артистов Издания Бюро пропаганды советского кинопроизводства 1960 года и коллекция автографов известных киноактеров Владимира Этуша, Александра Михайлова, Сергея Маковецкого, Михаила Полицеймако, Петра Красилова из собрания КЗЦ «Миллениум».
Автор: Анастасия Соловьева
Городские новости, № 47

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать