9 сентября 2024
В ярославском музее заглянули внутрь картин
В рамках первого Фестиваля художественных музеев России «Золотой Ярославль» в Ярославский художественный музей привезли уникальную аппаратуру. Мобильная лаборатория позволяет узнать секреты живописных полотен.
Сотрудники Ярославского художественного музея заметно волнуются. В белых перчатках они выставляют картины на мольберт одну за другой. На экране становится видно то, что скрыто верхним, самым поздним слоем краски. Практически каждый снимок становится открытием, щедро даря искусствоведам массу дальнейшей исследовательской работы.
– Под пейзажем Михаила Соколова мы видим лицо человека, орденскую ленту с крестом. Несомненно, это портрет конца XVIII – начала XIX века, – поясняет заведующий отделом технологических исследований Государственного Русского музея Сергей Сирро. – Скорее всего, Соколов, который писал в 1920-е годы, не имел возможности купить свежий холст, может быть, их просто не было в продаже. Поэтому он взял картину старую, видимо, малоценную: кому в 20-е годы были нужны портреты чиновников царской России? В постоянной экспозиции художественного музея есть знаменитый «Портрет неизвестной» Крамского. Можно увидеть, как художник рисовал эту женщину изначально. Заметна штриховка в тенях, двойная линия подбородка. Видно, что изначально она была без шляпы и, скорее всего, с высокой прической. Возможно, портрет не понравился даме, и его пришлось изменить.
Мобильная лаборатория технологических исследований Русского музея, словно скорая помощь, приезжает туда, куда позовут. После обследования картин начинают работу искусствоведы и реставраторы. Это позволит более полно узнать историю полотен и более грамотно провести реставрационные работы.
– Под пейзажем Михаила Соколова мы видим лицо человека, орденскую ленту с крестом. Несомненно, это портрет конца XVIII – начала XIX века, – поясняет заведующий отделом технологических исследований Государственного Русского музея Сергей Сирро. – Скорее всего, Соколов, который писал в 1920-е годы, не имел возможности купить свежий холст, может быть, их просто не было в продаже. Поэтому он взял картину старую, видимо, малоценную: кому в 20-е годы были нужны портреты чиновников царской России? В постоянной экспозиции художественного музея есть знаменитый «Портрет неизвестной» Крамского. Можно увидеть, как художник рисовал эту женщину изначально. Заметна штриховка в тенях, двойная линия подбородка. Видно, что изначально она была без шляпы и, скорее всего, с высокой прической. Возможно, портрет не понравился даме, и его пришлось изменить.
Мобильная лаборатория технологических исследований Русского музея, словно скорая помощь, приезжает туда, куда позовут. После обследования картин начинают работу искусствоведы и реставраторы. Это позволит более полно узнать историю полотен и более грамотно провести реставрационные работы.
Автор: Тимофей Васильев
Фото автора
Фото автора
Комментарии