13:35
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
18 марта 2009

Ждать ли новых сокращений?

Лес рубят – щепки летят. Эта известная русская пословица как нельзя лучше характеризует ситуацию, сложившуюся в последние месяцы в группе ГАЗ. По мнению многих экспертов, неэффективная экономическая политика, которую в течение нескольких лет вели ее собственники, ничего не сделавшие, чтобы модернизировать производство, привела фактически к коллапсу на большинстве предприятий, входящих в автомобильный холдинг.На минувшей неделе стало известно, что группа ГАЗ, в которую входят и ярославские предприятия дизелестроения – ОАО «Автодизель», ТМЗ, ЯЗДА, снижает в половину объем производства.

Понятно, что эта мера автоматически повлечет за собой и масштабные сокращения. Учитывая, что их первая волна уже прошла по заводам, оставив не у дел сотни специалистов, пополнивших ряды безработных сограждан, новые сокращения отнюдь не будут способствовать улучшению социальной обстановки в регионе. Тем более что количество рабочих мест даже в Ярославле уменьшается.

Николай Александрычев, экс­директор ОАО «Автодизиль», занимающий ныне пост заместителя председателя облдумы, пояснил, как видит ситуацию:

– Я не владею детальной информацией о том, что сегодня происходит в группе ГАЗ, но могу сказать точно, что все проекты, которые там пытались реализовать – это и производство автомобилей «Сайбер», микроавтобусов «Максус», сборка 650 двигателя, – оказались, мягко говоря, нежизнеспособными. Я, будучи еще директором Ярославского моторного завода, доказывал, что параллельно со сборкой импортных рядных тяжелых дизелей надо модернизировать наши V-­образные двигатели, которые мы смогли бы довести до показателя ЕВРО­4, а в дальнейшем – ЕВРО­5.

Наши попытки связаться с руководством названных заводов по известным телефонам закончились ничем: ни в четверг, ни в пятницу они не отвечали. Молчали и телефоны профсоюзных лидеров. Впрочем, объяснение этому факту вскоре нашлось – как и рабочие основных цехов, сотрудники пресс­служб предприятий, а также профсоюзные деятели вот уже который месяц трудятся в режиме неполной рабочей недели.

В понедельник заместитель председателя профсоюзной организации ОАО «Автодизель» Николай Степнянин не стал особенно вдаваться в подробности планов вышестоящего руковод­ства, сказав, что «лично он о них ничего не знает».

– Действительно, ситуация у нас на заводе непростая, но, на мой взгляд, она стала меняться к лучшему. В марте мы увеличили объемы производства. Что касается заявлений о каких­то грядущих массовых сокращениях, то сегодня мы их вообще не обсуждаем, ведь численность работающих у нас с 1 октября уже уменьшилась более чем на четыре тысячи человек.

Между тем, в пятницу в российские СМИ попала информация о том, что группа ГАЗ также намерена заморозить нерентабельные производства и перенести их продукцию на другие площадки. Буквально вслед за этой новостью пришла другая – председатель совета директоров ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» Владимир Лисин пригрозил начать процедуру банкротства группы ГАЗ, если она в ближайшее время не погасит образовавшуюся перед НЛМК задолженность. По словам г­на Лисина, сегодня объем ее долга составляет около 1 млрд. рублей.

Насколько может помочь процедура банкротства, если она будет начата, нашим предприятиям дизелестроения? Есть ли смысл пойти на этот шаг?

Николай АЛЕКСАНДРЫЧЕВ, заместитель председателя Ярославской областной думы:

– Этого делать нельзя ни в коем случае! У нас в Ярославской области был только один случай – с Тутаевским моторным заводом, когда банкротство помогло. А вот «Холодмаш» спасти не удалось. Был завод, обанкротили – и не стало завода. Поэтому я бы о банкротстве речь вообще не вел.

Другое дело, что дела на Ярославском моторном идут действительно не лучшим образом. Сравните: на КАМАЗе объем производства упал на 40 процентов, а на ЯМЗ в пять раз! Если хотя бы в половину – с 8 тысяч двигателей до четырех, то вполне можно было бы продержаться, сохранив на предприятии 11 – 12 тысяч человек. Но сегодня мы выпускаем не более 1,5 тысячи двигателей, а это, естественно, влечет убытки. Теперь понятно, почему руководство холдинга заговорило о сокращении кадров. Но как это сделать? Ведь на моторном заводе есть опасные производства, такое как литейное, там нужно держать определенное количество людей, иначе – катастрофа. А потом, что значит в сегодняшних условиях выставить на улицу еще тысяч шесть человек? Мы с вами после этого по ней сможем пройти?

Давайте вспомним, мы не первый раз переживаем непростые времена. Было время, когда в 1998 году на ЯМЗ тоже производили не больше 1,5 тысячи двигателей в месяц, но тогда на заводе работали 22 тысячи человек, и никого на улицу не выставили. Почему же нынешние руководители предприятия забыли о своей социальной ответственности? Почему, в конце концов, они не могут принять грамотные решения? Все просто – у них связаны руки, ведь «наверху» стоят те, кто им заказывает производственную политику, а вот уровень квалификации этих менеджеров очень невысокий, отсюда и все наши беды.

Я уверен, что наш ЯМЗ мог бы работать лучше. Мне, как бывшему директору завода, звонят регулярно со всех концов страны – людям нужны наши двигатели. Другое дело, что платить полным рублем за производимую им продукцию далеко не все сейчас могут. Ну так давайте находить способы взаиморасчетов – пусть покупатели платят живыми деньгами 35 – 50 процентов, остальное – необходимыми материалами. Это поможет сохранить производство и сберечь квалифицированных специалистов.

Кризисы приходят и заканчиваются, но после них надо возрождаться и жить дальше. А как может возродиться завод, если его основа – квалифицированные инженеры, токари, слесари и другие специалисты уйдут?

Каким мне видится выход из положения? Предприятия группы ГАЗ должны самостоятельно выбираться из кризиса, включив процесс ручного управления на каждом из них. Я уверен, из всех наших ярославских предприятий выйдут в жизнеспособном состоянии из кризиса те, где менеджеры имеют всю полноту власти для принятия оперативных решений.

Анатолий СЕРГЕЕВ, член Общественной палаты Ярославля, сопредседатель ЯРО «Деловая Россия»:

– Вы спрашиваете, стоит ли банкротить группу ГАЗ? По большому счету Лисин прав, это неэффективное производство, поэтому на его базе надо создавать новое, современное, которое будет выпускать востребованную продукцию. Спасти ярославские предприятия дизелестроения, входящие в группу ГАЗ, силами области или города – нереально. Нужно смотреть в другом направлении, создавать в регионе новые рабочие места. Ко мне, как руководителю одного из предприятий малого бизнеса, ежедневно приходят по 40 человек с ЯМЗ с просьбой поставить их в лист ожидания, они готовы ждать, когда у нас образуется нужная вакансия.

Второе, что надо делать, помочь людям открыть собственное дело, чтобы они могли работать на себя. Ведь никто нам сегодня не даст гарантию того, что наши крупные промышленные предприятия не продолжат сокращать людей. Надо стимулировать потребности других отраслей экономики. Что сделал президент США Барак Обама, когда понял, что автомобилестроение в Америке парализовано? Он сделал все, чтобы автогиганты получили доступ к кредитным ресурсам.

Конечно, раздавать советы – дело не всегда благодарное. Но здесь важно сказать главное – решение о дальнейшей судьбе предприятий дизелестроения должны приниматься обязательно с учетом мнений городских и региональных властей. А они сегодня больше всего заинтересованы в том, чтобы не допустить массовых увольнений, ведь это будет иметь весьма чувствительные социальные последствия.

Впрочем, все будет зависеть от того, как будут дальше развиваться события в стране в целом, насколько будет велик масштаб кризисных проблем.

А мэр Ярославля Виктор Волончунас, выступая на последнем заседании антикризисной комиссии, так определил задачи городской власти на ближайшее будущее: «Даже в этот сложный период не надо прятаться за кризис. В нынешней ситуации мы обязаны  сделать все возможное, чтобы помочь тем, кто потерял работу». 

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать