06:57
четверг,
18 апреля 2024 г.
2.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
25 марта 2009

А цены все выше, а цены все круче

За первые два месяца 2009 года в Ярославле, согласно данным статистики, выросли цены на все продукты питания. Заметнее всего подорожали бананы – 23,9%, сахар-песок – 12,9%, апельсины – 10%, говядина – 5,75%, сыр – 3,15%. Ряд отечественных аналитиков считает, что в течение нынешнего года эта тенденция не только сохранится, но и будет нарастать. Почему? Заведующая одним из ярославских магазинов Светлана Валентиновна на наш вопрос, почему дорожают продукты, ответила просто:   

– Еще бы им не дорожать! Посмотрите, как поднялись тарифы на газ, электричество, воду, как подорожало сырье, которое завозится в основном к нам изза рубежа… А ведь переработчик, который у себя на предприятии выпускает ту же колбасу, кефир, масло, не может это не учитывать, поэтому мы и переписываем чуть ли не еженедельно ценники на товар. Вот вам живой пример: вчера пришли к нам огурцы из Иванова, так цена на них в полтора раза выше, чем на турецкие! Почему? Да все потому, что содержание тепличных комплексов у нас в копеечку влетает. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы товар быстрее продать, но если появляются малейшие сомнения в том, что его раскупят, то заказываем по минимуму. После того как тутаевский мясокомбинат поднял цены на свою продукцию, наш магазин уменьшил на нее заявку на треть. Многие не могут себе позволить даже двести граммов колбаски за эти деньги.

Однако если поведение крупных перерабатывающих комплексов все же еще хоть как­то можно объяснить, то действия некоторых представителей малого и среднего бизнеса, решивших тоже «поиграть на ценах», не всегда поддаются логике. Чтобы в этом убедиться, надо просто прийти на рынок.

Владимир Агеев – владелец небольшого хозяйства в Некрасовском районе. Вот уже 18 лет он торгует своей продукцией на минирынках Заволжского района. Продает молоко, сметану, творог и сливочное масло. Раньше делал и сыр, но потом отказался, говорит, невыгодное дело. У Владимира свои постоянные покупатели, но в последнее время многие из них все реже к нему заглядывают. Дело в том, что начиная с нового года он довольно резко поднял цены. Так, если раньше полтора литра молока у него можно было купить за 30 рублей, то сегодня – за 40. Творог тоже подорожал и стоит уже по 140 – 150 рублей за килограмм, но больше всего выросло в цене сливочное масло, теперь оно «тянет» на 300 рублей за килограмм!

На все вопросы недовольных покупателей Володя отвечает просто – подорожали корма и электричество, а еще и ветеринар за свои услуги «задрал тарифы». Но мне посвойски шепчет: «Как же мне цены не поднять?! Посмотри, дочке младшей надо туфли купить на выпускной, а они – даже самые скромные – уже три тысячи рублей стоят! Сепаратор новый пора приобрести, еще, считай, сколько тысяч платить. Наш бесполезно брать, сломается тут же, а импортный нынче дорогой».

Впрочем, конкуренты Владимира Агеева – его односельчане – не дремлют и за ту же «молочку» берут куда меньше. Вот почему кое­кто из покупателей Володи уже переметнулся к ним. Что ни говори, а конкуренция – дело хорошее.

А вот у нашей розничной торговли, представленной в Ярославле в основном крупными сетями, похоже, понятие о конкуренции свое. Сложно сказать, как собираются эти магазины выживать, но пока они, судя по всему, стремятся из покупателя вытрясти последний грош. Безусловно, если бы заезжим купцам противостояли наши доморощенные, наверняка сетевики умерили бы свои аппетиты. Однако в последние годы в городе резко сократилось количество небольших частных магазинчиков.

Еще один важный вопрос, который задают нам постоянно наши читатели: способна ли в сложившейся ситуации городская власть повлиять на ценовую политику предприятий – производителей продуктов питания и продавцов? Может ли она облегчить участь самых незащищенных слоев населения – пенсионеров, инвалидов, семей с детьми?

По словам директора департамента социально­экономического развития мэрии Валерия Федотова, может:

– Безусловно, мы можем пойти навстречу предпринимателям, когда речь идет об уменьшении арендной платы или платы за землю. Сегодня мы работаем над тем, чтобы предпринимаемые нами антикризисные меры были более действенными. Однако, на мой взгляд, надо не столько цены на продовольствие регулировать, сколько работать над увеличением занятости населения, созданием новых рабочих мест. То, что губернатору области Сергею Вахрукову удалось из федерального бюджета получить на эти цели 509 миллионов рублей, большое подспорье.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим главное – ситуация на региональном продовольственном рынке складывается непростая. Но ее разрешение будет зависеть не только от того, насколько грамотно и умело власти области и города выстраивают политику взаимодействия с федеральным центром. Важно и то, насколько оперативно и грамотно они способны повлиять на те негативные процессы, которые сегодня набирают обороты на подведомственной им территории.
   

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать