08:14 Воскресенье, 24 Января 2021
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Кризис почти не виден

29 Апреля 2009
Налоговые поступления в местные бюджеты в первом квартале выросли. Деятельность налоговых органов всегда была в эпицентре внимания общества и бизнеса. А кризис еще больше обострил интерес к тому, как обеспечить и доходы казны, и результативную работу экономических агентов. Об этом корреспондент «ГН» побеседовал с заместителем руководителя межрайонной ИФНС № 5 по Ярославской области, в ведении которой три района Ярославля, Дмитрием РОЗЕНСОНОМ. «Налогового терроризма» в Ярославле нет– Дмитрий Евгеньевич, налогоплательщики традиционно жалуются не на ставки налогов, а на особенности налогового администрирования. Иногда говорят даже о «налоговом терроризме». Число проверок во многих регионах возрастает. Как обстоит дело на подведомственной вашей инспекции территории?

– Прежде всего, поясню, что действующий Налоговый кодекс обязывает нас проверять все налоговые декларации. А углубленные камеральные проверки допускаются всего в трех случаях: когда налогоплательщики заявляют льготы по налогам, вычеты и нулевую ставку налога на добавленную стоимость. В этих случаях необходимо истребовать соответствующие документы. Иногда количество таких документов достаточно велико, что может вызывать недовольство налогоплательщика. Все закономерно: чем чаще и объемнее он заявляет льготы и вычеты, тем чаще и подвергается проверкам. При нарушении требований законодательства результаты проверок могут быть отменены в судебном порядке или вышестоящим налоговым органом. Число камеральных проверок физических лиц и индивидуальных предпринимателей осталось на уровне прошлого года, общее число выросло на 5 процентов.

Что касается выездных проверок, то охват ими не превышает 1,5% предприятий. Для того чтобы такая проверка стала результативной, а у нас этот показатель равен 100%, проводится большая аналитическая работа. Это предварительное исследование, получение информации от контрагентов, внешних источников. А один из показателей эффективности проверок – представление налогоплательщиками уточненных деклараций, в которых увеличивается сумма налога к уплате в бюджет. Нужно отметить, что Федеральная налоговая служба требует не допускать безрезультативных проверок. Где же здесь «налоговый терроризм»?

– В случае несогласия налогоплательщиков с результатами проверок и их обжалования в суде  какой процент выигрыша таких дел налоговиками?

– По результатам камеральных проверок обжалуется порядка 4% решений. Процент выигрыша нами дел в судах примерно соответствует общероссийскому показателю. Причина обжалования всегда одна: никому не приятно, когда его ловят на нарушениях законодательства. Но очевидно, что налоговым органам невыгодно проигрывать в суде, и потому мы в своей практике максимально ответственно относимся к проведению проверок, учитывая и сложившуюся судебную практику. Я работаю в налоговых органах с 1993 года и помню, что в девяностые годы суды в основном принимали сторону налоговиков. Да и налоговые нормы принимались во многом хаотично. С 1999 года, когда был принят Налоговый кодекс, интересы налогоплательщиков и фискальных органов были сбалансированы, и сейчас они во многом выступают на равных. В него постоянно вносятся и положения, во многом облегчающие жизнь налогоплательщиков. Идет нормальный процесс выстраивания эффективной налоговой системы и основанной на ней практики.

Деньги – да, бартер – нет

– Недавно глава ФНС России Михаил Мокрецов заявил, что в условиях кризиса не намерен ужесточать контроль за сбором налогов с малого бизнеса. Какова динамика таких проверок у нас?

– За первый квартал этого года мы не провели ни одной выездной проверки предприятий малого бизнеса. Это не значит, что у предпринимателей все идеально: есть и нарушения, неточности, но мы не прибегали к выездным проверкам. Стоит сказать, что ограничения по проверкам малого и среднего бизнеса, введенные сейчас, не относятся к налоговым органам. Нам не нужно получать разрешения на проверки у прокурора, но мы и не злоупотребляем своими правами.
Особое внимание при камеральных проверках мы уделяем малому бизнесу, работающему в грузовых и пассажирских перевозках, розничной торговле – это социально чувствительные сферы. Косвенно неплохое «самочувствие» малого бизнеса подтверждает и тот факт, что удельный вес налоговых поступлений от его деятельности растет. Сейчас он составляет около 6%, что на полпроцента больше, чем год назад. За первый квартал в консолидированный бюджет региона перечислено около 2 миллиардов рублей.

– Как экономические проблемы сказались на плановых сборах налогов в городе? Есть ли прогнозы на ближайший период?

– Судя по поступлениям налогов в региональный и городской бюджеты, кризиса нет! Наоборот, по предварительным итогам первого квартала этого года есть рост собираемости на 12 процентов к аналогичному периоду 2008 года. Мы собрали в местный бюджет 556 миллионов рублей, в то время как год назад – 498 миллионов рублей. Выросли сборы налога на доходы физических лиц – почти на 13 процентов, земельного налога – на 10 процентов. Из этого можно сделать вывод, что изменения в экономической ситуации пока не сказались на сборах этих налогов. Именно итогов первого квартала ждали и власть, и бизнес, чтобы оценить глубину проблем, ситуацию, как видим, нельзя назвать пессимистической. Хотя, конечно, окончательные результаты будут сделаны после подачи деклараций по НДС и налогу на прибыль. А по сбору налогов, зачисляемых в федеральный бюджет, есть падение по сравнению с первым кварталом 2008 года – с 484 миллионов до 400 миллионов рублей.

Конечно, для полномасштабного анализа экономической ситуации показателей налоговых сборов недостаточно. Всем нам хорошо видны проблемы, переживаемые машиностроением, стройиндустрией, серьезными темпами растет безработица.

– А есть ли рост числа убыточных предприятий, в каких отраслях это особенно заметно?

– Напротив, количество убыточных предприятий на нашей территории снизилось на 20 процентов – до 836. Дело в том, что всегда надо различать реальные убытки и заявленные. В адрес руководителей многих предприятий направлялись обращения о пересмотре формирования налоговой базы в строгом соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль». Налогоплательщик вправе самостоятельно исправить неточности и представить уточненную налоговую декларацию. После проверок заявленных убытков многие налогоплательщики начали показывать прибыль. В этом помогает и деятельность постоянных комиссий, действующих совместно с органами исполнительной власти. Есть, безусловно, и предприятия, где убытки налицо, например в сфере оптовой торговли.

– Известно, что многие предприятия заявляют о трудностях при расчетах с бюджетами различных уровней, опять возрождается система взаимозачетов. Как разрешаются эти коллизии?

– Пока ситуация некритичная. Да и использование бартерных схем не избавляет от налогообложения, от исполнения обязательств перед государством. А их применение для расчетов с бюджетами не будет однозначно. Рассмотрение различных сценариев развития событий, конечно же, выходит за рамки компетенции налоговых органов. Мы правоприменительная служба, работающая в рамках законодательства.

– Насколько широко пользуются налогоплательщики возможностями досудебного разрешения спорных ситуаций?

– С 1 января этого года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают обязательный порядок досудебного обжалования в вышестоящем налоговом органе решений о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Поэтому в первом квартале более чем в два раза выросло число таких обжалований. Количество представленных возражений на акты контроля оказалось почти на 12 процентов больше, чем годом раньше.

А ты декларировал свои доходы?

– Удается ли выдерживать требования административного регламента, который гарантирует стандарты ожидания в очередях и другие права налогоплательщиков?

– Мы стараемся соблюдать все эти требования. В этом году, насколько я знаю, не было ни одной жалобы на нарушение регламента в нашей инспекции. Хотя, конечно, людям свойственно откладывать свои дела на последний день. Тогда приходится открывать дополнительные окна, в том числе привлекая к приему деклараций сотрудников других подразделений.

– Как раз на последний день, то есть 30 апреля, многие ярославцы, по застарелой традиции, отложат и представление своих деклараций…

– Прием деклараций для получения налоговых вычетов, а также от определенных законом категорий работников еще не завершен, но уже сейчас видно, что люди активизировались. К 23 апреля представлено 11556 деклараций, что почти на 3 тысячи больше, чем год назад. Из них воспользовались правом на получение налоговых вычетов при расходах на жилье, лечение и образование 5095 заявителей, что на 1096 больше, чем в декларационную кампанию 2008 года. Максимально четко выполнить обязательства государства перед ними – важная составляющая нашей работы.

Автор: Игорь ВЕЛЕТМИНСКИЙ

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»


В Ярославле может измениться процедура продажи объектов культурного наследия Экономика  В Ярославле может измениться процедура продажи объектов культурного наследия 02.10.2015 На прошедшем вчера заседании постоянной комиссии муниципалитета по  вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью был рассмотрен новый порядок продажи зданий, являющихся объектами культурного наследия и находящихся в аварийном состоянии. Экономика  Договор на субсидию 19.03.2008 С нового года теплоснабжающие организации выставляют управляющим организациям многоквартирными домами, ТСЖ и ЖСК тарифы на горячую воду более высокие, чем тарифы для населения.       Например, один из крупных поставщиков повысил стоимость кубического метра горячей воды для этой категории потребителей до 48,95 рубля при тарифах для населения 38,5 рубля. Для погашения возникшей разницы между тарифами мэром Ярославля принято постановление № 235 от 31.01.2008 «О порядке предоставления субсидии на содержание жилищного фонда по региональным стандартам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в части горячего водоснабжения», позволившее сохранить стоимость куба горячей воды для населения неизменной – на уровне 38,5 рубля. А разница между этим нормативом и рыночной ценой на горячую воду будет учитываться, и на эту сумму управляющим организациям многоквартирными домами, ТСЖ и ЖСК предоставят субсидии из городского бюджета.               
Здесь могла быть ваша реклама

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама