06:25
суббота,
20 апреля 2024 г.
2.74
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
16 апреля 2008

Директора посадили на «шпагат»

На минувшей неделе в арбитражном суде началось слушание дела о банкротстве ОАО «Русьхлеб». Некоторые ярославцы опасаются, что уход с рынка крупного производителя хлеба, макарон, кондитерских изделий, молочной продукции может спровоцировать взлет цен на эти товары.      

Дамоклов меч
      

Сегодня «Русьхлеб» напоминает больного, который после операции тяжело и мучительно выходит из наркоза. На предприятии уже не кипят такие митинговые страсти, как несколько недель назад. Заработало макаронное производство. В понедельник в кондитерском цехе запустили линию по производству трубочек. Но пока никто не может сказать, достанет ли у этого ослабленного организма сил, чтобы справиться с послекризисными осложнениями и… со все нарастующей болью? Но боль – для него сейчас означает жизнь: мертвое не болит.
      

А ведь еще недавно «Русьхлеб» процветал. Предприятие владело собственным элеватором, мельницей, в его составе работали кондитерское и макаронное производства, молочный цех, цех по производству кваса (летом), газированной воды. По словам бывшего уже его генерального директора Александра Зайченко, оборот компании с мельницей в недавнем прошлом превышал миллиард рублей. И хотя сегодня предприятиями отрасли обычно управляют не собственники, а наемные менеджеры, Зайченко руководил сам. И в целом неплохо – недаром же его наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Он не уставал повторять: на устаревшем оборудовании многого не добьешься, поэтому необходимо постоянно вкладывать капитал, чтобы сделать предприятие современным и конкурентоспособным.
      

– Но сегодня своих средств предприятиям для модернизации и развития зачастую недостаточно, а кредиты оборачиваются «долговой ямой», – констатирует председатель комитета профсоюза работников пищевой и перерабатывающей промышленности Юрий Владимирович Матвеев.
      

В этих условиях предприятиям, как кораблям во время шторма, трудно удержаться на плаву. А если еще у них «заглушить двигатель»...
      

Вот и «Русьхлеб» взял кредит порядка 200 млн. рублей на развитие предприятия – начались проблемы с выплатой зарплаты. По словам нынешнего председателя профсоюзного комитета предприятия Галины Ужкурайтис, до декабря случаи задержки зарплаты были единичными. А в декабре ее не получили охранники. За «Русьхлеб» всерьез взялась Дзержинская прокуратура. По словам заместителя прокурора Дзержинского района Гирихана Магомедовича Хазбиева, в декабре прошлого года в ходе инициированного прокуратурой судебного процесса генеральный директор «Русьхлеба» был дисквалифицирован сроком на год за невыплату заработной платы и ненадлежащее выполнение обязанностей налогового агента. Сделано это было, разумеется, в интересах трудового коллектива. А в январе не оплатили труд пекарей и основного производственного костяка коллектива. На имущество предприятия, намного превосходящее по стоимости долги по зарплате, был наложен арест. Предприятие начало заваливаться на бок. Зайченко еще пытался руководить. Но 30 января прокуратура Дзержинского района вынесла ему предостережение.
      

– А 6 февраля его привлекли к административной ответственности за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом и оштрафовали на 5 тысяч рублей, – сообщил Гирихан Магомедович.
      

В следственный комитет был направлен материал для решения вопроса о возможном возбуждении уголовного дела в отношении работодателя. Операции по расчетным счетам завода прекратились, что блокировало расчеты с поставщиками воды, тепла, энергии. Лишившись жизненно важных ресурсов, в марте «Русьхлеб» встал.
      

А до этого, по информации ряда СМИ, желание приобрести контрольный пакет акций ОАО «Русьхлеб» высказывало ЗАО «Атрус». Но планы не осуществились.
      

100 миллионов за красивые глаза
      

– Передел собственности в нашей отрасли идет давно, – высказывает свое мнение Юрий Владимирович Матвеев. – Рассталась со своим хлебозаводом № 1 на ул. Комсомольской его бывший директор Надежда Подколзина. Проданы «Ярпиво», «Балканская звезда». Отличные управленцы – руководители этих предприятий – не оставили руководство за собой, но передали предприятия новым хозяевам в рабочем состоянии и с сохранением рабочих мест. А за Ярославскую кондитерскую фабрику разгорелись самые настоящие судебные бои. 
      

К слову, то, что «Русьхлеб» полтора года назад неожиданно увеличил номинал своих акций аж в 40 раз, а общий размер уставного капитала довел до  2 млн. долларов, некоторыми аналитиками было расценено как защита от рейдерского захвата.
      

– Зайченко, по-моему, из тех руководителей, которые не хотят двигаться вперед мелкими шажками, – рассуждает Юрий Владимирович. – Он мыслит масштабно, развивает производство семимильными шагами. Вот и тут шагнул – слишком широко, да еще кредитное бремя пригнуло к земле. Вот и сел на «шпагат».
      

Но где сейчас найти альтруиста, который бы хорошему деловому мужику, попавшему в беду, дал 100 миллионов за красивые глаза на возобновление деятельности завода и еще примерно столько же на оборотные средства?
      

– Поэтому смена собственника и приход инвестора с большими финансовыми ресурсами – это, пожалуй, самый быстрый вариант запуска завода, – считает Матвеев.
      

Кризис перепроизводства
      

И это – вопрос политический. В кризисные 90-е годы народ от бедности налегал на мучное, и хлебозаводы, наращивая выпуск продукции, процветали. Помимо крупных предприятий открылись многочисленные мини-пекарни.  А когда в экономике начался подъем, скорректировавший диетические предпочтения ярославцев, выяснилось, что в отрасли – избыточное количество мощностей. Это проявляется отчетливее из-за того, что большинство предприятий работает в одном и том же дешевом сегменте.
      

– Я недавно был в Санкт-Петербурге и удивился – хлеб там действительно вкусный, духовитый. Он пахнет хлебом, – говорит Юрий Владимирович. – Его явно пекут из муки высшего качества и кладут при замесе все, что полагается. Но зато и стоит он 25 – 26 рублей. Но есть и хлеб по социальному заказу – по 13 рублей. По вкусу он подобен нашему. Но если в Ярославле хлебозаводы станут выпускать хлеб дороже 20 рублей – горожане, наверное, выйдут на митинги. 
      

В результате в хлебопекарной отрасли региона разразился едва ли не первый за период реставрации капитализма настоящий кризис перепроизводства. А его последствия – вспомните Маркса – разорение «избыточных» предприятий.
      

Что мы видим в Ярославле? Не работает хлебозавод № 3. У него не шел сбыт, задерживалась зарплата и наконец он остановился. Недавно существенно сократил объемы производства и численность работников хлебозавод № 2. Теперь вот настала очередь «Русьхлеба». Но ведь уход с рынка стольких предприятий может существенно ослабить конкуренцию среди хлебопеков, которая в последние годы обеспечивала низкую – относительно многих других регионов – цену на хлеб в нашей области.
      

– Цена на хлеб за последний месяц выросла на 1,2 – 1,4%, – сообщил заместитель директора областного департамента АПК Анатолий Гончаров.
      

Если же кризис в отрасли приведет к тому, что у нас появится хлебный король областного, а тем более межрегионального масштаба, удастся ли избежать повышения стоимости жизненно важных продуктов? Поэтому, по мнению Юрия Матвеева, для обеспечения продовольственной безопасности не только региона, но и страны в целом нужна государственная корпорация продовольственных предприятий.
      

…А с прошлой недели «Русьхлебом» руководит уже новый директор – Эдуард Голубев, зять Александра Зайченко, которому переданы бразды правления. Но, возможно, это не окончательное решение. Ведутся переговоры о продаже завода столичной компании «Черемушки». 
      

Автор: Ольга ПЕТРЯКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать