Большой рекламы в центре быть не должно
Сегодня гостем нашей редакции стал председатель комитета по рекламе, наружной информации и оформлению города мэрии Александр Хитров. Круг вопросов, который обсуждался на встрече с журналистами «Городских новостей», был достаточно широким: от ситуации на рынке наружной рекламы до праздничного украшения нашего города в преддверии Нового года.– Александр Анатольевич, в Ярославле ведется активная борьба с незаконной рекламой. Насколько она эффективна и успешна?
– В принципе успешна. Если брать статистические показатели, то за 10 месяцев были выявлены 833 отдельно стоящие самовольно установленные рекламные конструкции, из которых демонтированы 383. Например, за все предыдущие 4 года их было демонтировано примерно столько же – около 400. У нас есть еще время, думаю, эту планку мы преодолеем.
– А сколько всего по городу незаконных конструкций?
– Порядка полутора тысяч. Проблема не решается одним днем. Пока существует спрос, но нет возможности предложить законные места для размещения рекламы, незаконные конструкции так и будут появляться.
– Кто виноват?
– Основная причина – это наличие ГОСТа по наружной рекламе. Вся Россия, все муниципальные образования столкнулись в этом году с проблемой невозможности проведения торгов на места, которые не соответствуют данному ГОСТу. Но его практически невозможно применить в городской среде. Возьмем один из показателей: рекламная конструкция должна стоять в 5 метрах от края проезжей части. Длина стандартного щита – 6 метров, плюс 5 метров до автодороги, плюс метров 15 – 20 до дома, чтобы не создавать помех жителям, получается, что от края проезжей части до жилого здания расстояние должно быть 30 – 35 метров. Даже в современных районах многоэтажной застройки в Ярославле найдется немного мест, где можно, соблюдая ГОСТ, установить рекламные щиты.
В октябре в Кирове на конференции органов местного самоуправления по вопросам рекламы эта проблема была озвучена. Если следовать ГОСТу, то сокращение рекламы составит порядка восьми раз. У нас сейчас в городе около полутора тысяч конструкций, делим на восемь, останется примерно 200 штук. Это, конечно, разговор ни о чем.
– Но вы демонтируете конструкции не только потому, что они не соответствуют
ГОСТу? Есть и другие нарушения?
– Да, конечно. Во-первых, временные рекламные сооружения появились без договоров с городом, то есть собственником территории, а во-вторых, без разрешения на их установку, которое выдается органом местного самоуправления. В связи с изменением законодательства, которое произошло в мае этого года, выдача разрешений и продажа мест с торгов могут производиться в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций на территории города, согласованной с субъектом Федерации и утвержденной муниципалитетом города.
– Когда появится этот долгожданный документ? Насколько известно, работы над ним идут уже не один месяц.
– Схема частично разработана, пока только по проспекту Фрунзе. Мы прошли согласования в области и внесли ее на обсуждение депутатов муниципалитета.
– Какой подход к схеме, что вы можете поменять?
– Обязательность соблюдения ГОСТа – вопрос достаточно спорный. Сейчас есть немало судебных решений о том, что он необязателен в применении. В связи с этим мы проводили консультации и с депутатами муниципалитета, и с представителями рекламного бизнеса. В результате этих встреч удалось выработать компромиссное решение. Рабочей группой исходя из специфики города, градостроительной ситуации были подготовлены требования к размещению рекламных конструкций. Они учитывают ГОСТ, но не в полной мере, там берутся во внимание условия ГОСТа с точки зрения безопасности дорожного движения.
Чтобы объяснить разницу, приведу пример. В качестве образца нами был взят проспект Фрунзе. Сейчас там 88 рекламных щитов размером 3х6. В соответствии с требованиями, предложенными депутатами, на этой магистрали может остаться 55 временных рекламных сооружений. Исходя из этих нормативов мы подготовили схему, и область ее согласовала. Если будем опираться на ГОСТ, останется 11 конструкций, причем основная масса их – в районе радиозавода. При таких расчетах в Ярославле должно будет остаться порядка 200 конструкций. Этот мизер может обернуться тем, что, не обеспечив достаточного количества рекламных мест, мы породим вал самовольно установленных щитов и будем бороться с ветряными мельницами.
– Что город сможет заработать, каковы ожидаемые поступления от рекламы?
– Проведение торгов подразумевает аукцион, выигрывает который организация, предложившая наилучшую цену. Пойдут налоги, ежегодная плата по договорам на размещение рекламных конструкций, оплата госпошлины за выдачу разрешений. По оценкам депутатов муниципалитета, если в Ярославле будет сформировано 900 – 1000 рекламных мест, в казну города только с аукционов от продажи права на заключение договоров поступит примерно 200 миллионов рублей.
– Когда все-таки вопрос со схемой должен решиться окончательно?
– В соответствии с Законом «О рекламе» данная схема должна быть утверждена до 1 января 2014 года.
– В случае оптимистичного исхода каковы действия вашего комитета?
– В начале января сможем провести торги по Фрунзе. Порядка 80 процентов территории города, если не всю, в следующем году удастся отработать.
– По вашему мнению, могут ли огромные рекламные щиты и баннеры украшать исторический центр Ярославля?
– Принципиальная позиция и наша, и депутатов муниципалитета – крупноформатной рекламы в исторических зонах быть не должно. Вся крупноформатная реклама из центра убрана, освободили от нее участок улицы Свободы до площади Юности.
– Александр Анатольевич, чем еще помимо наведения порядка на рынке наружной рекламы и борьбы с «нелегалами» занимается ваш комитет?
– Оформлением города, разработкой макетов, демонтажом незаконных конструкций, судебными исками, взысканием неустойки – дел много. Начинаем рейд по фасадам зданий, цель которого – выявить рекламные конструкции, размещенные без разрешения органов местного самоуправления. Штрафы за эти нарушения – от 500 до 100 тысяч рублей. Сотрудники проверят, после чего материалы направят в УВД. В связи с этим хотелось бы обратить внимание всех владельцев рекламных конструкций на необходимость получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. С предварительной информацией по этому вопросу можно ознакомиться на официальном портале города Ярославля на странице комитета в разделе «Полезная информация».
– Тем не менее даже в историческом центре, можно сказать, кто во что горазд: вывески магазинов, кафе – полное отсутствие единого стиля. Нельзя ли в Ярославле принять регламент по типу Санкт-Петербурга, который ввел единообразие вывесок и рекламы на Невском проспекте?
– Вопросы размещения вывесок регламентируются Законом «О защите прав потребителей», согласно которому вывеска может быть выполнена в любой удобной для потребителя форме. Поэтому тут есть сложности. В Санкт-Петербурге бизнес-сообщество выражало свое недовольство в связи с регламентом. Его не сумели сделать нормативным документом, а значит, он необязателен к исполнению.
– Александр Анатольевич, не за горами Новый год. Как Ярославль готовится к празднику?
– Если сделать красиво и хорошо, потребуется примерно 2 – 3 миллиона рублей, у нас бюджет гораздо скромнее – 400 тысяч рублей. Украшением районов Ярославля занимаются территориальные администрации, подключились депутаты – городские и областные. По традиции на площади Юности появится 15-метровая ель. В сентябре сотрудники комитета побывали в Ярославском лесхозе, посмотрели и выбрали восемь подходящих лесных красавиц. На площади Волкова появится искусственная ель.
В новогоднем оформлении Ярославля будет задействовано порядка 10 километров световых гирлянд. Самой первой подготовили к новогодним праздникам улицу Кирова, еще на прошлой неделе там подключили новые световые фигурки в виде сосулек. Несколько поменяется оформление Красной площади – вместо старых световых фонтанов установили новые. В этом году по-новому будет украшен и мост через реку Которосль, там появятся трехцветные, бело-красно-зеленые, гирлянды и световые консоли.
Хотелось бы обратиться к руководителям предприятий, владельцам торговых точек, кафе, ресторанов, ко всем жителям с просьбой оформить свои объекты в соответствии с новогодней тематикой – праздничное оформление города зависит не только от средств, выделенных в бюджете. Можно поставить у входа в кафе или магазинчик елочку, украсить фасад, развесить на окнах гирлянды. И это создаст праздничное настроение, город преобразится.
Подготовила Ирина КОПЕНКИНА
Фото Сергея ШУБКИНА
Другие новости раздела «Экономика»






Комментарии