20:44
четверг,
25 апреля 2024 г.
15.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
15 января 2014

Борис ТАМАРОВ: Ярославский бизнес может сделать больше, чем внешние инвесторы

Ключевым решением, случившимся незадолго до новогодних праздников, стало назначение на должность заместителя мэра Ярославля по экономике Бориса Тамарова. Обладатель трех высших образований, имеющий опыт работы в органах региональной власти, специалист по инновациям и организации государственно­частного партнерства, известный неординарным и смелым мышлением экономист – он рассказал «Городским новостям» о своих планах и приоритетах.

  – Борис Владимирович, бюджет Ярославля на 2014 год – дефицитный. Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию?
   – Что бюджет принят с дефицитом – знают все. Всем известно, что есть проблема под названием «обслуживание муниципального долга». Не утомляя читателей «Городских новостей» потоком цифр, скажу так: да, момент непростой. Социальная нагрузка на бюджет выросла. Если суммировать все социальные выплаты и средства, требующиеся для выполнения долговых обязательств, получится, что сегодня нет возможности вкладывать деньги в развитие города. Однако необходимо понимать и позитивные стороны ситуации. Первый и важнейший акцент – бюджет принят. Он сложный и во многом компромиссный, но муниципалитет и мэрия нашли общий язык. Теперь у ярославской мэрии есть утвержденный финансовый план, и Ярославль находится в несравненно лучшем положении, чем те муниципальные образования, где бюджет до сих пор не принят. Видите ли, есть хорошо известный специалистам управленческий парадокс: при наличии утвержденного плана гораздо легче проводить гибкую управленческую политику. Именно такая политика спасительна в трудные моменты. Вторая позитивная черта нашего бюджета: он социально ориентирован, 70% его расходов – социальные. Это очень важно, социальная ориентированность – общий подход к формированию бюджетов и Ярославля, и Ярославской области, это согласованная и разумная политика.

  – Каковы пути преодоления финансовых проблем, в чем вы видите выход?
   – Чтобы «выровнять» бюджет, работать придется вместе – и мэрии, и предпринимательскому сообществу. У нас есть ряд направлений, по которым работа ведется недостаточно, например, недополучаем налоги или те же арендные платежи. И этому есть свои причины. Обо всех пока еще не используемых для пополнения бюджета резервах в одном интервью не скажешь. Остановлюсь на важнейшей теме – работе с бюджетами других уровней. Привлечение средств из вышестоящих бюджетов до недавнего времени велось слабо. Мы пока недостаточно используем как региональные, так и федеральные ресурсы. А ведь возможность привлечения значительных средств через федеральные программы есть. Примеры перед глазами: расселение аварийного жилья, которое активно ведется в Ярославле, причем преимущественно на федеральные деньги, или строительство детских садов. Нам надо усилить работу с федеральными министерствами и финансовыми институтами – такими, например, как  Внешэкономбанк, который располагает серьезными инвестиционными средствами, а на Ярославской земле пока работает буквально в одном-двух проектах. Но мало выстроить отношения – необходимо «вырастить» проекты, в которые эти финансы возможно привлечь. И тут без предпринимательского сообщества не обойтись.

  – А международное партнерство нам тоже по силам?
    – Да. Мы можем работать по линии ЕврАзЭС – экономической организации, в которую входят Украина, Молдавия, Киргизия, Белоруссия, Казахстан, или в рамках Таможенного союза. Можем и по линии действующих межправительственных соглашений. Существуют реально работающие механизмы для продвижения продукции ярославских компаний как на внутренние рынки – через межрегиональные соглашения, так и на зарубежные. На последние – через Минэкономразвития, Российскую торгово-промышленную палату, межгосударственные деловые советы и ассоциации. Год назад  в Ярославле не было белорусских ярмарок, сейчас их несколько, в том числе и постоянно действующие. Это результат планомерной работы. Можно использовать налаженные связи мэрии Ярославля с городами-побратимами, проводя целевые бизнес-миссии наших деловых кругов в эти страны. Нужны всего лишь желание и заинтересованность нашего бизнеса, а также  возможность выдвижения совместных инициатив бизнеса и муниципальной власти.

   – Наше предпринимательское сообщество способно проявить такую заинтересованность?
   – Поддержка предпринимательской инициативы в Ярославле – это то, чем необходимо заняться прежде всего.  Я убежден, если правильно выстроить взаимоотношения с предпринимательским сообществом, создать действительно работающие программы поддержки ярославского бизнеса, обеспечить открытость со стороны органов власти по отношению к предпринимателям, то они могут сделать больше, чем внешние инвесторы! Мы стремимся не только к поиску инвестиций, но и к выращиванию предпринимательской инициативы здесь,  в Ярославле. Я верю в то, что ярославский бизнес может на правах равного партнера участвовать в создании высокотехнологичных и конкурентоспособных производств. Кстати, возвращаясь к теме бюджета, хотел бы заметить, что механизмы государственно-частного партнерства  могут стать мощным инструментом снижения нагрузки на бюджет. Оно может и должно развиваться в рамках экономики города.

  – Наверняка вы собираетесь определить новые точки роста экономики областного центра, сформировать перечень наиболее перспективных отраслей. Какие отрасли войдут в «пул избранных»?
   – Пока я работаю в должности заместителя мэра по экономике меньше месяца, не стану делать прогнозов наспех,  детальный ответ дам позже. Предварительно замечу, что традиционные отрасли нашей экономики имеют первоочередное значение, и, кстати, ряд новых отраслей, пришедших в город за последние годы, фактически «выросли» на базе традиционных.

   – Нет ли здесь противоречия! Мы развиваем либо малый бизнес, либо, например, моторный завод?
   – Нет никакого противоречия! Вклад ЯМЗ в ярославскую экономику значителен, а симбиоз интересов крупного производства и малого бизнеса не только возможен, но и необходим. Моторный – это ведь та самая отрасль автокомпонентов, которой сейчас Правительство РФ придает огромное значение. Поставлена задача на 65 – 80% наполнить рынок запчастями отечественного производства и необходимого качества. Это гигантский рынок. Те же детали, что сегодня идут на конвейер, могут быть использованы во вторичной сети, а это уже сервисные предприятия и магазины, грандиозные объемы роста бизнеса. Кроме того, субконтрактация (производство и поставка комплектующих для конечной продукции) показывает высокую эффективность тех предприятий, которые всерьез работают над снижением собственных издержек. А это как раз и есть поле для деятельности небольших – именно производственных – компаний, гибко реагирующих на потребности рынка.

   – Какими основными принципами вы собираетесь руководствоваться в  работе?
    – Открытость власти для бизнеса, публичность решения вопросов для общества, готовность привлекать общественность, обсуждать любые вопросы развития Ярославля, совместно искать решения. И, конечно,  ответственность за предлагаемые решения.

  – Что означает для вас понятие «открытость»?
   – В первую очередь выстраивание системы постоянного  информирования общества о задачах, которые решает мэрия Ярославля. И через медиаресурсы, и напрямую власть должна вести непрерывный диалог с обществом в целом и с предпринимательским сообществом в частности. Возможно привлечение общества к работе над регламентами и даже над проектами законодательных актов. Я твердо верю в успех повышения степени открытости муниципальной власти, потому что ярославцы очень активны. У нас уже есть положительный опыт работы с такими общественными организациями, как  «ОПОРА России» и «Деловая Россия», Ярославская ТПП, есть опыт использования весьма эффективных публичных площадок для обсуждения значимых вопросов развития города. Мне кажется, что открытость мэрии, существенное повышение информированности горожан и предпринимательского сообщества о действиях и задачах мэрии и муниципалитета может стать одной из точек роста, началом комплексного и системного решения проблем города и стоящих перед нами задач. Я говорю о комплексности и системности потому, что глубоко убежден: экономика – это живой организм, и неосторожное, необдуманное вмешательство ему противопоказано.

  – Давайте попробуем тезисно уточнить программу-минимум по оздоровлению и развитию экономики Ярославля, которую вы готовы начать реализовывать.
   – Мы всемерно поддержим промышленные предприятия, малый и средний бизнес. Тем самым будем формировать тенденцию роста экономики города, а значит, налоговых поступлений и собственно бюджета города. Кроме того, мы будем развивать территории инвестиционной активности, всемерно поддерживать инвестиционно активных ярославских предпринимателей и их проекты, а также привлекать новых инвесторов. Необходимо расширять поддержку предпринимательской инициативы со стороны городской власти. Мы надеемся, что ярославские предприниматели увидят новые перспективы развития, смогут внести свой вклад в придание нового импульса экономике города. Значит, будут новые предприятия, новые рабочие места, будет востребована наша молодежь и высокопрофессиональные, опытные кадры, возрастет социальная ответственность  как власти, так и бизнеса.
   Важным направлением деятельности будет использование самых успешных практик муниципального управления российских регионов. Я давно и внимательно изучаю эффективный опыт развития ряда регионов России (Липецка, Белгорода, Калуги, Казани), особенно в вопросах эффективного взаимодействия власти и бизнеса на принципах взаимного доверия и взаимной выгоды, и могу ответственно заявить: прогресс в экономике Ярославля возможен. Всем нам нужно только одно – научиться лучше слышать друг друга и работать вместе.
Александр ЕГОРОВ
Фото предоставлено пресс­службой мэрии

Автор: Александр Егоров

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать