16:30
пятница,
29 марта 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
21 мая 2015

Дорогая моя электричка

Выживут ли пригородные электрички? Вопрос для ярославцев совсем не праздный.

Еще два месяца назад его задавали миллионы россиян, узнав, что пригородные поезда в их регионах просто… отменили.
Причина, по которой железнодорожники пошли на этот шаг, проста – региональные власти не смогли проплатить ОАО РЖД, а точнее, его структурным подразделениям, которые и организуют пригородные пассажирские перевозки, запрашиваемые суммы. Зачастую они были в три-четыре раза больше, чем то, что власти могли бы позволить себе потратить. Не помогло даже увеличение тарифов на перевозки.
В нашей области тарифы также выросли. Сегодня, чтобы проехать по рельсам один километр, надо выложить без малого три рубля. Это в свою очередь привело к росту цен  на билеты на самые популярные направления. Чтобы добраться, к примеру, до Уткина, где многие ярославцы построили себе дачи, надо заплатить 90 рублей, а не 80, как год назад. Поездка в Ростов с вокзала Ярославль-Главный обойдется одному человек в 177 рублей, это почти на тридцать рублей дороже, чем в прошлом году.
Однако надо понимать – установленный тариф для населения не покрывает полностью расходы перевозчика. Разницу приходится компенсировать из областного бюджета. Но даже учитывая этот факт, удовлетворить растущие аппетиты железнодорожников власти подавляющего большинства регионов не могут. Например, наша Северная пригородная пассажирская компания (СППК) просит за свои услуги 538,7 миллиона рублей, но область может выделить только треть этой суммы, а именно 165,4 миллиона. Договор на третий квартал между регионом и железнодорожниками еще не подписан, идут переговоры, стороны пытаются найти точки соприкосновения. Но пока отступать от названных «рубежей» не планирует никто.
– У нас договор с СППК на первое полугодие заключен, – поясняет Евгений Ильичев, руководитель агентства транспорта областного правительства. – Объем движения на год согласован, сумма бюджетных средств определена на основании экспертизы. Но железнодорожники хотят намного больше. Сейчас идет пересчет субсидии, думаю, компромисс будет достигнут. А пассажиров без поездов в любом случае не оставим.
Александр Докукин, генеральный директор СППК, в свою очередь считает, что договор может быть подписан, если компании из бюджета будут выделены субсидии в нужном объеме.
Картина типична для большинства регионов. Но решается она везде по-разному. Например, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев резко и публично отреагировал на попытки железнодорожников переложить свои затраты на плечи местных властей: «Ситуация складывается абсурдная: себестоимость перевозки пассажира на электричке в нашей области превысила стоимость поездки на такси». А его новгородский коллега Сергей Митин заявил, что «выгоднее купить каждой семье, которая пользуется электричками, по автомобилю «Жигули», чем расплачиваться с железной дорогой».
В Ярославской области до таких баталий дело не доходит, тем не менее и у нас, судя по звонкам и письмам читателей, далеко не все смирились с ростом стоимости железнодорожных билетов.  По словам Эльхана Мардалиева, депутата областной думы, многие дачники теперь предпочитают добираться до своих шести соток на личном автомобиле.
– Конечно, у нас еще немало и тех, кто пользуется пригородными электричками, – говорит он. – Пока никаких изменений в расписании движения нет. Людей это радует, как и то, что ликвидировать пригородное железнодорожное сообщение в стране не дали.
Напомним, в начале февраля, когда началась массовая отмена пригородных поездов, Владимир Путин собрал специальное совещание. Он  подверг резкой критике и правительство, и железнодорожное ведомство, и региональные власти за то, что не смогли найти выход из сложившейся ситуации. Одного грозного окрика президента оказалось достаточно, чтобы электрички вновь двинулись по привычным маршрутам. Но это не означает, что вопрос удалось решить окончательно, а о долгах, накопленных регионами, забыть. РЖД никому и ничего прощать не планируют. Поэтому некоторые области начали задумываться, а не создать ли собственные пригородные компании – купить вагоны, электровозы и организовать железнодорожное сообщение между городами.
В Ярославской области этот вариант тоже рассмотрели, все посчитали и пришли к выводу, что региональный бюджет такие траты не потянет, ибо на все про все требуется более двух миллиардов рублей.  
Что до рядовых граждан, то они математическими расчетами занялись давно и выяснили: доехать до того же Рыбинска на электричке дороже, чем на автобусе. Многие открыто недоумевают, зачем идти на поводу у железнодорожников, когда проще увеличить количество автобусов по тем или иным маршрутам. Тем более что поездка на дачу в пригородном поезде зачастую превращается в кошмар.
– Езжу с «Молота» до Ваулова, – рассказывает очевидец. –  Открывают пару вагонов, и  народ начинает штурмовать поезд! Билет, между прочим,  стоит почти 100 рублей, а в прошлом году –  60. Ну это ладно, все дорожает,  но бесит то, что купить его утром – проблема, очередь у кассы большая. Получается, что на станцию надо прийти за полчаса до отправления поезда, ждать его,  потом вагон штурмовать,  в итоге за свои деньги еще и в давке ехать…
Впрочем, многие люди, особенно молодые, еще пару месяцев назад не особенно заморачивались с покупкой билетов, проехать зайцем для них считалось делом чести. Но недавно эту лазейку прикрыли. Отныне любителей халявы ждет немалый штраф за безбилетный проезд: если пассажир едет на небольшое расстояние – до десяти километров, то заплатить ему придется в пятьдесят раз больше стоимости билета, а если это расстояние – сто километров, в пять раз.
Пока на вопрос, что делать дальше и как сблизить позиции  железнодорожников и местных властей, ответ не найден. Но искать его придется.

ФОТО Ирины ШТОЛЬБА

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать