12:00
вторник,
16 апреля 2024 г.
4.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
6 февраля 2014

Леонид КОМАРОВ: Городская земля – источник богатства

Город испокон веку называется так, потому что изначально является заселенным и огороженным участком земной поверхности. Поэтому самое главное в его жизни – умение распоряжаться территорией. Эти вопросы в Ярославле решает заместитель мэра Леонид Юрьевич Комаров.

 

Тактика и стратегия
  – Леонид Юрьевич, профессию строителя часто выбирают в солидном возрасте. Молодежь тяготеет к романтике – в свое время ее тянуло в космос, морские глубины или в ряды борцов за правопорядок. Что заставило вас ступить на строительную стезю?
   – Без доли романтики не обошлось: окончил военно-инженерное училище в Санкт-Петербурге, в начале девяностых стал офицером со специальностью инженер-мостостроитель. Несколько лет служил в части на Шевелюхе. Затем работал в УВД и получал юридическое образование на вечернем отделении ЯрГУ. В 2009 году я решил, что принесу пользу родному городу в исполнительной власти. Именно эта дорога привела в кресло заместителя мэра Ярославля.

  – Бытует мнение, что отставные военные круты в отношении подчиненных и прямолинейны в достижении целей… Вы – жесткий руководитель?
   – Считаю, что жесткий. Но стараюсь быть предельно деликатным в отношениях с окружающими – в том числе и с подчиненными. В этом, по моему глубокому убеждению, нет противоречия. А что касается прямолинейности… Знаете, чем принципиально отличается обучение в гражданском и военном вузах? В военном главные дисциплины тактика и стратегия. Очень важно уметь найти между ними баланс, когда  одновременно занимаешься многими вопросами разного масштаба. Не обладая умением стратегически оценивать ситуацию, рискуешь погрязнуть в «текучке». Будучи только «стратегом», потеряешь авторитет у подчиненных: надо уметь быстро и компетентно решить любой вопрос.

  – Часто приходится разбираться в мелочах?
   – Я веду еженедельный прием граждан по направлениям, которые курирую. Выяснил, что значительная часть обращений – следствие недостаточной компетентности населения и, увы, части чиновников. Бывает так, что разговор заканчивается за считанные минуты возгласом собеседника: «Почему же мне этого никто до сих пор не объяснил?!».

О квадратных метрах
  – Вы возглавили строительное направление деятельности мэрии в ключевой момент. Для Ярославля 2012 год не лучший в смысле темпов ввода жилья. Стал ли 2013-й временем принципиального изменения ситуации?
   – При плановых показателях по вводу в строй 210 тысяч квадратных метров в Ярославле введено 188,6 тысячи. Сыграло свою роль завершение долгостроев – на улице 8 Марта, в двенадцатом микрорайоне.
   Есть еще резерв – это застройка частного сектора. Большинство владельцев земельных участков предпочитают до последнего дня (из десяти лет, отведенных на строительство) тянуть с постановкой возведенного жилья на кадастровый учет, чтобы не платить налоги. При этом они получают тот уровень услуг, который характерен для городского уровня комфорта, – стабильное электроснабжение, газоснабжение, водоотведение и канализацию.
   Наведение порядка в землепользовании не менее важно для города, чем сам по себе ввод жилья. Потому что это – наполнение бюджета, в котором сегодня вес имеет каждая копейка. Имею в виду не только индивидуальное жилищное строительство, но и, например, квартиры, выведенные из жилого фонда, которые эксплуатируются для извлечения коммерческой прибыли. Вместе с ФГУП БТИ и другими органами власти мы начинаем разработку механизмов ввода этих объектов в цивилизованное пространство. В этом может помочь модернизация законодательства в части сетевых компаний. Если раньше они обязаны были подключать любой объект по заявлению гражданина, то теперь это должно происходить не раньше, чем этот объект получит юридический статус.

  – Насколько такие меры пополнят бюджет города?
   – По восьми основным показателям нашей деятельности в 2013 году в бюджет Ярославля поступило 894 миллиона 952 тысячи 253 рубля. Планы на нынешний год – 1 миллиард 97 тысяч. Прирост по сравнению с показателями 2012 года – 10,8 процента.    

  – Вернемся к квадратным метрам. Из ваших слов можно сделать вывод, что собственно по вводу в строй новых площадей кардинальных изменений не произошло.
   – Здесь не нужны революции. Мы планомерно наращиваем объемы – для того чтобы развитие инфраструктуры успевало за сдачей нового жилья. В частности, на 2014-й год областное правительство сформулировало задачу ввести в строй 325 тысяч квадратных метров. Соглашение еще не подписано (свои возможности мы пока оцениваем ориентировочно в 322 тысячи). В любом случае суммарно за прошлый и нынешний год выходим на уровень свыше 500 тысяч метров. Надеюсь, что Ярославль к декабрю вернется в лидеры региона по этому показателю.

  – Как сказался на этой динамике почти полный отказ от точечной застройки в историческом центре?
   – Глобальных изменений это не принесло. Хотя я считаю, что само отношение к такому строительству нужно менять. Ярославцы практически единодушно считают, что любая точечная (или, как ее еще называют, уплотнительная) застройка – это вред. Потому, например, что новые площади подключаются к устаревшим коммуникациям, а высотные здания необратимо меняют внешний облик города. В Санкт-Петербурге подобный вопрос решается принципиально иначе. Там застройщик, желающий возвести здание в историческом районе (естественно, если это не нарушает правил землепользования и застройки), получает дополнительное обременение. Чаще всего это замена изношенных коммуникаций – причем не только для нового объекта, но и для окружающих зданий. Такой шаг снимает нагрузку с бюджета, позволяет провести ремонт в наиболее проблемных местах городской инфраструктуры.  

  – Как бы не напугать ярославцев тем, что строительство новых жилых домов вплотную к старым возобновится...
   – В ближайшее время мы примем новые правила землепользования и застройки, где точно пропишем регламенты строительства – в том числе и в исторической части города (их по контракту с Министерством культуры РФ разрабатывает ярославская фирма). Естественно, что регламенты строительства в исторической части будут максимально жесткими, а мы подойдем к вопросу очень внимательно. Кроме того, эти правила коснутся не только строительства.

Дороги любые дороги?  
  – Вы имеете в виду сложившийся облик исторического центра?
   – Наверное, многие из явных перекосов уже не бросаются в глаза – особенно тем, кто постоянно живет или работает в центре города. Из-за обилия рекламы, самовольной модернизации фасадов и других «новшеств» собственников и арендаторов центр превратился в «рекламный карнавал». О каком бережном отношении к историческому наследию мы ведем речь, если внешний облик зданий скрыт за двумя-тремя «слоями» рекламы? Будем наводить порядок – особенно на улицах Кирова, Депутатской и в Депутатском переулке. Сегодня органам исполнительной власти позволено без суда демонтировать продукты подобной самодеятельности. Как только мы определимся с тем, как должна выглядеть улица Кирова, займемся не только демонтажом незаконных конструкций, но и приведением центральных улиц города в такой вид, чтобы они радовали глаз.

  – На окраинах жители бывают рады и тому, что там стало возможно проехать. В свете вероятного появления на карте Ярославля нового жилого комплекса «Преображенский» в Ченцах и дальнейшего строительства в микрорайоне Сокол вопрос особенно актуален.
   – Тут ситуация еще более тяжелая. Сегодня город предоставил 194 участка земли в бесплатную собственность. Естественно, что владельцы этих участков обоснованно могут потребовать (и требуют) от исполнительной власти обеспечения участков инфраструктурой: от дорог до электричества, газа (при наличии возможности), водопровода и канализации. Только на подготовительные работы – геологические изыскания, к примеру, – нужно 250 миллионов рублей. Полный цикл работ (с учетом тех участков, которые предполагается передать в перспективе) оценивается в 5 миллиардов. Когда эти деньги в бюджете города появятся – сказать сложно.

  – Тем не менее ремонт дорог в прошлом году продолжили…
   – Это непрерывный процесс. Нынче состоялись первые аукционы. В частности, будет отремонтирована дорога до Толги (1100 метров проходят по городской территории). Ремонт обойдется в 24 миллиона рублей. Есть определенность с улицей Сахарова, что стоит 60 миллионов. Список будет расширяться по мере проведения аукционов, но масштабы работ находятся в прямой зависимости от состояния городской казны.

Кризис нам поможет?
  – Инфраструктура – не только сети и дороги. Это еще и социальная сфера. Ситуация с детскими садами улучшилась?
   – Про два сада, введенных в строй в прошлом году, ваша газета уже писала. Проекты еще трех уже находятся на государственной экспертизе, три проходят последние стадии подготовки к ней. Во II квартале пройдет конкурс подрядных организаций, есть основания полагать, что к лету начнется строительство.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать