15:20
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 мая 2013

Лето – время холодной воды?

В прошлом году локальные отключения горячей воды в Ярославле вызывали серьезные народные волнения в некоторых районах города. Интересно, что будет, если эта ситуация нынешним летом повторится уже повсеместно? По информации ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль», только посредники, без учета долгов населения, потребляющего бытовой газ, должны рекордную сумму в 2,4 миллиарда рублей.

Главным неплательщиком, чей долг составляет 1,1 миллиарда рублей, является ТГК-2. Еще десять организаций коммунального комплекса накопили неплатежей на 1,2 миллиарда рублей. Среди них три ярославских предприятия – «АДС», «Яргортеплоэнерго» и «Ярославская генерирующая компания». В ЦФО хуже дела обстоят только в Тверской и Брянской областях.
   Естественно, что должники в этой ситуации знают, на кого переложить ответственность. ТГК-2 ссылается на долги управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК за тепло и электроэнергию. По расчетам энергетиков, эти контрагенты недоплатили 757 миллионов рублей из тех 972 миллионов, что задолжали все потребители. Между тем в прошлом году по окончании отопительного сезона долгов было меньше, а нынешней зимой население двух самых густонаселенных районов Ярославля – Фрунзенского и Заволжского – уже не проводило оплату потребленных энергоресурсов через управляющие компании. Теперь эти платежи пошли по отдельным документам – непосредственно на счета энергетиков. И уж здесь-то должна быть исключительно положительная динамика. Плюсуем сюда же Красноперекопский район, который в смысле платежной дисциплины в отношениях с поставщиками ресурсов всегда был образцом исполнительности, и общая картина становится вовсе непонятной.
   К тому же давайте вспомним, что согласно многочисленным мониторинговым исследованиям 95 – 97 процентов населения Ярославля исправно и своевременно платят за коммунальные услуги. И если бы проблемы имелись в трех-пяти оставшихся процентах, их можно было решить в рабочем порядке.
   Перспективы региона в этом смысле довольно неутешительны. Энергетики не имеют права ограничивать добросовестных плательщиков в поставках электричества и горячей воды. И если поставщики газа снизят поставки топлива на их котельные, их хозяйствам придется переходить на мазут, дрова и уголь. И то, и другое, и третье – дороже газа. А кто же будет топить тем, что дороже, если основной вид топлива дешевле? Куда проще просто выключить горячее водоснабжение вплоть до начала следующего отопительного периода. Но, с одной стороны, мыться народу все равно не запретишь, и в городе начнут активно расти расходы бытового газа. Это как минимум бесхозяйственно – КПД при нагревании кастрюли на конфорке куда меньше, чем у современной котельной. Бытовой газ отключать никто права не имеет (правда, слегка огорчатся горожане, уже поставившие в своих квартирах индивидуальные приборы учета бытового газа). Пойдут в рост продажи электрических водонагревателей, что вызовет возрастание нагрузок на домовые электросети с непредсказуемыми, а иногда и печальными, особенно в домах старой постройки, последствиями. Плюс ситуации исключительно в том, что это серьезно стимулирует население к экономии – как воды, так и энергии.
   Такие трансформации исподволь приводят нас к европейской модели энергетики – когда к дому подаются исключительно холодная вода и энергия (чаще всего – в виде электричества или газа). А уж население дома решает, сжечь ли ему топлива на 100 долларов в год с метра квадратного квартиры или вложиться в радикальное утепление дома, чтобы эти затраты оптимизировать и не топить улицу.
   Печаль же в том, что, как у нас в России и заведено, все идет по какому-то странному пути.
   – Вы же понимаете, что только в нынешнем году, когда социальная сфера и немалое количество многоквартирных домов перешли на точный учет потребления энергоресурсов, вскрылось все убожество отечественной энергетики, – на условиях жесточайшей анонимности поделился с нами один из руководителей энергетического сектора крупного ярославского промышленного предприятия. – Только сегодня становится не просто понятен, а наполняется точными цифрами размер потерь энергии в наших сетях, аналогов которым в мире нет. Не забывайте, что большая часть этих сетей создана еще в СССР и за двадцать минувших лет – а почти половину из них представляли так называемые тучные годы – никто даже не озаботился их масштабной реконструкцией. А когда общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных услуг появятся в каждом многоквартирном доме, разница между отпущенной и потребленной теплоэнергией окажется такой, что нынешний коллапс с неплатежами покажется цветочками.
   Где же выход в этой ситуации? Европейцы, причем живущие в схожем с нашим климате – норвежцы, финны и шведы, предпочитают систему: один дом – один котел. Американцы и канадцы порой тянут трубы от котельной до одного или нескольких кварталов, но сначала скрупулезно подсчитывают, не окажется ли потерь больше, чем экономического эффекта. Конечно, в нашей стране в пятидесятые – семидесятые годы, когда шло активное создание фонда многоквартирных домов и соответствующей инфраструктуры, этим мало кто «заморачивался». Россияне пока ставят ОДПУ. Возможно, точный подсчет потерь и связанные с ними бытовые трудности уже в ближайшие год-два заставят нас многое пересмотреть в части энергопотребления.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать