21:08
вторник,
16 апреля 2024 г.
8.84
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
7 июня 2017

НТО: мэрия идет навстречу малому бизнесу

15 июня – крайний срок, до которого предприниматели могут заключать договоры на право размещения нестационарных торговых объектов по приоритетному праву. А что будет с НТО после 15 июня? Об этом корреспондент «Городских новостей» беседует с начальником управления потребительского рынка, предпринимательства и туризма мэрии Наталией СКОРЮКОВОЙ.

В гармонии со средой

– Наталия Николаевна, в сфере ярославской мелкорозничной торговли, которая и ведется в разного рода ларьках, киосках, павильонах, идут большие изменения, и они волнуют очень многих горожан. Ведь один маленький киоск «кормит» сразу несколько человек – как минимум владельца, наемных работников, их семьи. В масштабах города это тысячи человек. Аббревиатура НТО постоянно звучит в СМИ. Что сейчас происходит с НТО?

– Происходит то, что и должно происходить: мы упорядочиваем нестационарную торговлю в Ярославле в соответствии с ее концепцией развития. Концепция предполагает прозрачность правил и единообразие требований к формированию и применению Схемы размещения НТО. В концепции определены требования к размещению НТО: соответствие санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, пожарной безопасности и другим.

– Но сейчас еще одно из требований – это единообразный внешний вид…

– Это требование возникло не случайно. До недавнего времени каждый предприниматель ставил киоск или павильон по собственному вкусу. То, как его строение вписывается в городской ландшафт, гармонирует ли с соседними ларьками, его не волновало. В результате улицы города выглядели неопрятными, неряшливыми. Весной этого года была утверждена визуализация НТО. Ее разрабатывал ИРСИ, где специалисты-архитекторы продумывали дизайн, учитывая и точку зрения формирования единой городской среды.

Регламентированы все детали. Так, площадка вокруг НТО должна быть выложена тротуарной плиткой красного цвета определенного размера. Определены границы благоустройства для киосков и павильонов. Прописаны все требования к основным элементам НТО. Например, обязательно должны быть карниз, козырек, рольставни, остекление.

– Предприниматели сопротивляются, потому что не хотят нести дополнительные расходы?

– Конечно, поначалу у многих возникали сомнения и вопросы. Но сейчас, когда правила ясны и понятны, выгода предпринимателей стала очевидна и им самим. Как неоднократно говорил мэр Ярославля Владимир Слепцов, наведение порядка и улучшение санитарно-гигиенического состояния павильонов будет привлекать дополнительных клиентов, а расходы на новые павильоны и их благоустройство обернутся дополнительными доходами, которые окупят затраты.

– Но еще сохраняются старые ларьки… Почему?

– Часть старых ларьков входит в схему размещения, и у предпринимателей есть еще время до 1 сентября на их замену. Другая часть оказалась вне схемы и работает незаконно. Кто-то самовольно установил ларек, чей-то НТО когда-то имел договорные отношения, но при пересмотре схемы НТО выяснилось, что киоск находится на сетях, а это недопустимо. В любом случае мы выдаем уведомления предпринимателям о демонтаже незаконных конструкций. Если они не выполняют наши требования, их сооружения сносим. Недобросовестной конкуренции с теми, кто работает легально, быть не должно.

Новые сроки

– Когда же мы увидим НТО нового образца, что называется, массово?

– Первоначально срок замены НТО на соответствующие требованиям визуализации был определен до 1 июня.

Мэр Ярославля Владимир Слепцов, войдя в положение предпринимателей, перенес этот срок на 1 сентября. Еще есть три месяца, чтобы найти производителя, заказать павильон, установить его, благо-
устроить территорию.

– Сколько всего у нас в городе НТО?

– Всего в схеме размещения сейчас 1032 НТО. Из них 819 – это киоски и павильоны, 213 – передвижные тележки, лотки для торговли мороженым, квасом, горячей кукурузой. Из 819 НТО по 482 заключены договоры на право размещения.

– А остальные?

– У тех предпринимателей, чьи НТО вошли в схему размещения, есть приоритетное право на заключение договоров размещения. Изначально срок, до которого у предпринимателей это право было, ограничивался 25 декабря 2016 года. Многие действительно заключили договоры. Но были и сомневающиеся. Кто-то взвешивал «за» и «против», пытался оценить, сможет ли работать в условиях новых требований. Кто-то был в отъезде и физически не мог заключить договор. В итоге предприниматели обратились в мэрию с просьбой срок пересмотреть. И мэр Владимир Слепцов пошел навстречу предпринимательскому сообществу: срок заключения приоритетного права перенесен на 15 июня. То есть у тех предпринимателей, кто долго раздумывал, есть еще немного времени, чтобы вернуться в бизнес.

– Что будет с невостребованными участками?

– Подготовим документацию на проведение на них аукционов. И в июле аукционы состоятся. Многие из предпринимателей, не имеющих приоритетного права, уже обращаются к нам – им не терпится взять участок и начать бизнес.

Препятствия и их преодоление

– И все-таки, наверное, тех предпринимателей, кто не успел, опоздал, был в отъезде, не так уж и много. А количество незаключенных договоров по приоритетному праву достаточное. Что же мешает предпринимателям заключать договоры?

– Мы проанализировали причины и выявили закономерности. Многие из них уже устранены. Все-таки политика городских властей совместно с правительством области направлена на поддержку малого и среднего бизнеса – в полном соответствии с майскими указами президента.

– Что же это за причины?

– Во-первых, существовала высокая стоимость размещения НТО. Мэр Владимир Слепцов, понимая, что для многих предпринимателей она непосильна, принял решение снизить ее в два раза. Во-вторых, у предпринимателей не было возможности сдавать свои павильоны в субаренду, сейчас она появилась. В-третьих, они не могли перепрофилировать специализацию НТО в течение срока аренды. Сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы разрешить перепрофилирование.

– Иными словами, если предприниматель решит, что ему торговать хлебом невыгодно, а есть спрос на корма для животных, он сможет легко переключиться на новый ассортимент?

– Мы заключаем договоры на срок размещения 8 лет, это много. Возможно, сейчас сложно спрогнозировать, что будет востребовано через 5 – 6 лет. Условно говоря, в настоящее время в каком-то микрорайоне людям нужен горячий хлеб, но где гарантии, что и через 7 лет он будет востребован и предприниматель не станет работать себе в убыток? Чтобы снять эти сомнения, сейчас и прорабатывается вопрос о возможности смены специализации.

Еще многих останавливает высокая стоимость изготовления НТО. Эта проблема в мэрии также решается. Заместитель мэра Алексей Торопов встретился с местными производителями, завод опытных машин выполнил первые заказы. Подтянулись и другие производители НТО. Возникает здоровая конкуренция, это позволяет снижать цену. Но мы не ограничиваем предпринимателей в выборе производителя, они могут обратиться как к местным, так и к иногородним организациям, готовым сделать павильон в соответствии с принятой визуализацией. Предприниматели могут даже скооперироваться и единым заказом приобрести НТО. Ведь известно, чем больше партия продукции, тем ниже стоимость единицы изделия.

Компромиссное расширение

– Согласно новым требованиям в киосках можно продавать печатную продукцию, мороженое. Все остальное – в павильонах. Но у нас масса случаев, когда в ларьке продают, например, фрукты и овощи, ларек занимает площадь 6 квадратных метров. Понятно, что на 6 квадратных метрах павильон не разместить. Как быть предпринимателю?

– Да, эта ситуация распространенная, но мы ищем пути решения. В таких случаях мы общаемся с предпринимателем и находим индивидуальный подход. Как правило, мы разрешаем увеличить площадь арендуемого участка ровно настолько, чтобы можно было поставить павильон. Иногда на расширяемой территории проходят коммуникации. В этих случаях мы предлагаем предпринимателю предоставить право собственнику сетей на беспрепятственный доступ в случае необходимости. В большинстве случаев предприниматели соглашаются.

– Мэрия прилагает столько усилий к нормализации торговли в НТО. Но сейчас прорабатывается вопрос о передаче нестационарной торговли с муниципального на областной уровень.

– Действительно, в июле Минпромторг намерен внести в Госдуму законопроект о поддержке всех форм нестационарной торговли. Цель изменений – дать малому и среднему бизнесу спокойно работать. Согласно законопроекту регионы будут утверждать методику размещения торговых объектов, порядок определения стартовой цены торгов. Муниципалитеты будут проводить аукционы, взимать плату, контролировать деятельность НТО. Но если мы почитаем те предложения, с которыми выступает Минпромторг, то обнаружим, что подавляющее большинство из них в Ярославле уже реализовано или находится в стадии проработки. Это и определение внешнего вида объекта, и долгосрочная аренда участков, и ряд других. Думаю, что передача пройдет безболезненно для предпринимательского сообщества.
Автор: Ольга Скробина
Фото Сергея Шубкина

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать