22:20
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
6 ноября 2015

Полис ОСАГО: лишние деньги платить не стоит

По сравнению с прошлым годом полис ОСАГО подорожал более чем в полтора раза. Стал ли он более доступен?

 

Об этом мы беседуем с экспертом в области страхования Сергеем БОБУШКИНЫМ.

– Сама идея ОСАГО неплоха, поскольку дает возможность оперативно получать возмещение материального ущерба. Обязательное страхование автоответственности введено у нас в стране с 2003 года, с тех пор произошло много изменений. Особенно урожайны были два последних года – появились  возможность оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД, так называемый европротокол, безальтернативное обращение в свою страховую компанию,  увеличение лимитов выплат страхового возмещения со 120 до 400 тысяч рублей.

– Но вместе с тем увеличилась и стоимость страховки...
– Что касается цены полиса ОСАГО, то, на мой субъективный взгляд, после увеличения выплат по материальному ущербу, при причинении вреда жизни и здоровью, при возмещении в рамках ОСАГО утраты так называемой товарной стоимости и лимитировании величины износа до 50% цена вполне адекватная. Я бы только исключил из условий страхования износ, и тогда все было бы просто идеально. Особенно если учитывать коэффициент бонус-малус (КБМ) – систему скидок, применяемую в страховании ОСАГО, которая изменяет размер премии страхователем страховщику в зависимости от его клиентской истории. Хуже приходится начинающим водителям, к которым скидочный  коэффициент неприменим. Для них средняя цена составляет сейчас порядка 7 – 10 тысяч рублей в год.

– Бонус-малус применяется автоматически?
– Должен применяться. Однако есть случаи, когда человек десять лет ездит  безаварийно и рассчитывает на максимальный КБМ – снижение стоимости полиса на 50%, а при оформлении ОСАГО выясняется, что информация в единой базе отсутствует или представлена недостоверно. Например, страховая компания когда-то застраховала клиента без коэффициента, и поэтому отсчет времени безаварийной езды начался заново. А значит, человек не получает положенной скидки. С такими переплатами бороться можно и нужно.

– Как именно?
– КБМ можно проверить в открытом доступе на сайте Российского союза автостраховщиков http://www.autoins.ru. Если вдруг коэффициент не тот, который вы ожидали увидеть, на этом сайте или на сайте Центрального банка России определен порядок его восстановления. Можно обратиться непосредственно в ту страховую компанию, которая допустила сбой, с заявлением о восстановлении коэффициента, или в Российский союз автостраховщиков, или на интернет-ресурс Центробанка. Последний актуален и в том случае, если компания отказывает в заключении договора ОСАГО или навязывает дополнительные услуги.

– Придется как-то доказывать безаварийность?
– Просто делается запрос о том, сколько раз водитель попадал в ДТП. И на его основании восстанавливаются данные. Интересно, что при восстановлении КБМ производится перерасчет за оплаченный по неверному КБМ период и переплаченные средства будут возвращены. В сегодняшних условиях, когда цена возросла в 1,7 – 2 раза, этот вопрос становится еще более актуальным.

– Сергей Алексеевич, вы говорите, что цена адекватная для водителей. А для страховых компаний тоже?
– С 2012 года страховые компании лоббировали повышение тарифа. Помните, как это было? Резко  исчезли бланки договоров. Потом  появились бланки, но стали навязываться дополнительные услуги. Кто-то из страховщиков использовал предварительную запись на длительное время вперед, ссылаясь на большую очередь. Таким образом страховое сообщество толкало государственную машину в сторону удовлетворения интересов страховых компаний.

– То есть шантажировало?
– Практически да. Государство пошло навстречу, но серьезных изменений после октябрьского и апрельского поднятия цен не произошло. И сегодня мы опять наблюдаем и большие очереди по предварительной записи, когда компания хочет уйти от автострахования, но не может это сделать открыто по условиям лицензии и придумывает искусственные сложности, и навязывание дополнительных услуг. Центробанк, который является регулятором на рынке страхования, неоднократно указывал на недопустимость таких действий. И от слов уже перешел к делу — ограничил действие лицензии Росгосстраха. Эту компанию на 167 миллионов рублей оштрафовала ФАС. По расчетам антимонопольной службы, именно столько получил Росгосстрах в Ярославской области от навязывания дополнительных услуг. Это хороший урок, после которого работать со страховыми компаниями  становится легче.

– Вы хотите сказать, что проблем стало меньше?
– К сожалению, они не исчезли совсем. Многие  просто переместились из  прямых продаж в агентские. Так, страховые компании боятся навязывать дополнительные услуги в своих офисах. Но при этом настойчиво рекомендуют агентам оформлять ОСАГО только при наличии дополнительных услуг либо ограничивать продажи возрастом автомобиля, стажем и возрастом лиц, допущенных к управлению. Например, машина должна быть не старше
8 лет, а водитель не моложе 30. Тут все понятно: «наиболее выгодные сегменты рынка» не являются секретом, они легко определяются на основе мониторинга, а более рисковых клиентов брать на себя никто не хочет. А через агентов реализуют подобные схемы потому, что их в отличие от самих компаний не оштрафует ФАС.

– Если цена адекватная, почему компании так неохотно страхуют автогражданскую ответственность?
– Вопрос в алчности. Хочется больше. Зачем менеджерам напрягаться, если можно оформить страховку на дом или жизнь в нагрузку к ОСАГО?

– Что же делать водителям? Ведь ОСАГО каждый обязан оформить...
– В перспективе все будет хорошо. Центробанк проверяет не только Росгосстрах, а практически всех крупных игроков страхового рынка. Еще парочку компаний оштрафуют, и очереди рассосутся. Кроме того, должен начать работу онлайн-сервис оформления ОСАГО через Интернет, в законе так записано, но, к сожалению, сама система пока еще не создана.  Так что в будущем многие проблемы исчезнут сами собой.
А сейчас надо просто идти в страховую компанию, которую вы выбрали, и  заключать договор. Я бы рекомендовал при отказе от заключения договора или при навязывании дополнительных услуг демонстративно пользоваться техническими средствами фиксации подобных действий.

– Может ли водитель отказаться от дополнительных услуг уже после подписания договора?
– Безусловно. Можно обратиться в страховую компанию или сразу в суд с требованием о расторжении договора. Ведь договор страхования  добровольный, любая сторона от него может отказаться. Конечно, компания может сказать, что страховая премия не возвращается. Но в судебном порядке, как показывает практика,  все это взыскивается. Однако это опять траты, в том числе времени и нервов.  Поэтому самый простой путь – приходите оформлять полис с диктофоном или со свидетелем. И в случае нарушения ваших прав смело обращайтесь в ФАС, Центробанк или Российский союз автостраховщиков.

ФОТО из архива С. БОБУШКИНА

Автор: Юлия Михиенкова

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать