13:48
суббота,
20 апреля 2024 г.
6.07
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
8 ноября 2012

Приказано выжить

Фирмы, которые остаются конкурентоспособными, развиваются не только за счет старых идей и разработок. Без затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), так же как без внедрения новых систем менеджмента, промышленной компании невозможно остаться на плаву.Насколько готовы следовать этому правилу руководители ярославских предприятий? Как выяснилось, многие не просто готовы, но и активно работают, чтобы занять свою нишу в том или ином сегменте рынка.


Таблетки обновления
Возьмем для примера фармацевтический кластер. «Городские новости» недавно рассказали об открытии завода компании «Такеда». Здесь будут выпускать современные лекарственные препараты для лечения сердечно-сосудистых, респираторных, гастроэнтерологических и онкологических заболеваний. Мощность предприятия ­­– 90 миллионов ампул и 2 миллиарда таблеток в год. Последний показатель к 2016 году вырастет до 4 миллиардов.
Завод японской компании не единственное подобное производство в Ярославле. Рядом с ним, на площадке индустриального парка «Новоселки», строится фармзавод компании «Тева». В его первую очередь инвестировано свыше 50 миллионов долларов. Через два года на новом предприятии появятся около 200 рабочих мест.
Интересно, что участвовать в разработке современных препаратов для «Тевы» будут ученые ЯГПУ имени Ушинского. По словам ректора университета Владимира Афанасьева, в вузовских лабораториях кипит работа над созданием новых технологий производства лекарств. Еще вчера в союз гиганта фарминдустрии и провинциального вуза сложно было поверить, но плоды совместной деятельности уже вполне ощутимы.
Предполагается, что к 2014 году все предприятия ярославского фармацевтического кластера выйдут на проектную мощность. Объем прямых инвестиций сюда составил без малого 18 миллиардов рублей, причем половина этой суммы пошла в НИОКР.
Недаром на недавней встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным губернатор Сергей Ястребов, докладывая о формировании кластера, особое внимание уделил именно инновациям производства.

«Пылесос» для... озера
Впрочем, не только фармкластером силен наш регион. Прочные позиции сохраняют приборостроение и машиностроение. В области успешно реализуется целевая программа модернизации и инновационного развития. В ее рамках идет субсидирование затрат промышленных предприятий на НИОКР. По словам Дмитрия Секретарева, директора областного департамента промышленной политики, в ближайшие годы планируется довести долю инновационной продукции в составе ВВП (валового внутреннего продукта) до 15 процентов. Предполагается, что на эти цели из областного бюджета будет потрачено более 238 миллионов рублей. Только в нынешнем году от предприятий-участников программы поступили заявки с просьбами возместить им почти 34 миллиона.
Среди тех, кто успешно работает по программе модернизации производства, к примеру, Рыбинский завод гидромеханизации – одно из старейших предприятий отрасли. Недавно он отметил 60-летний юбилей, однако, несмотря на солидный возраст, прочно стоит на ногах. Секрет успеха прост – здесь не останавливаются на достигнутом, работают не по старинке. Сегодня, например, заводские инженеры-конструкторы завершили работу над созданием новой универсальной экологической машины «Водяной». Использовать ее можно в различных целях, в том числе для «генеральной уборки» небольших водоемов, коих на Ярославщине более чем достаточно. Сейчас производственники готовят опытную модель в «железе».
Агрегат напоминает этакий экскаватор, установленный на понтон-амфибию, благодаря чему он сохраняет маневренность и легко может тщательно «пропылесосить» загрязненное русло и берег реки или озера. «Водяной» всасывает не только образовавшийся на дне ил, но и разросшиеся водоросли. А еще он превосходно плавает, умеет самостоятельно заходить в воду, да и на суше чувствует себя вполне комфортно. По крайней мере, небольшие расстояния преодолевает без посторонней помощи. Подобные машины в России не производит никто, да и в мире такую технику делают только финны да канадцы. Заводчане обещают: следующим летом у всех желающих появится уникальная возможность посмотреть на чудо-машину в работе.
«Водяной» не единственное изделие, в разработку которого на Гидромехе вложили немало средств. Здесь делают и уникальные земснаряды. На днях один из них – «Гидромех-4000» – уехал на Украину. Приобрел его управляющий крупнейшими горно-обогатительными комплексами холдинг «Метинвест». Снаряд будут использовать не только на дно-углубительных работах, но и для добычи песка и возведения намывных гидросооружений.
Главное достоинство машины в том, что она полностью соответствует лучшим мировым аналогам, но меньше весит, имеет высокие антикоррозийные характеристики, и, что немаловажно, энергоэффективность агрегата повышена более чем на треть.
Еще более впечатляющим будет выглядеть другой земснаряд – «Гидромех-8000». Это самая мощная дизельная машина, аналога которой не было ни в СССР, ни в России. Предназначена она для дноуглубительных работ в акваториях морских и океанских портов. Для страны, которая борется за сохранение статуса морской державы, такие машины просто необходимы. Не секрет, что многие наши порты нуждаются в капитальной реконструкции. Ее проводят, но пока… силами голландцев и бельгийцев, которые фактически монополизировали этот сегмент рынка.

Вице-премьер Правительства России Дмитрий Рогозин, выступая на недавнем заседании Морской коллегии, отметил, что выполнение программы «потребует больших инвестиций, но современная портовая инфраструктура даст большую прибыль и отчисления в бюджеты». Чтобы реализовать этот амбициозный проект, надо вкладываться не только в реконструкцию и строительство портов, но и в создание новой техники. Рыбинцам удалось совершить прорыв в этом направлении, а государству необходимо поддержать новаторов.
Говоря о внедрении НИОКР на территории региона, нельзя не вспомнить еще один значимый проект – разработку с участием ярославских дизелестроителей двигателя ЯМЗ-530, который, по мнению экспертов, нужен не только автомобильной промышленности, но и малой энергетике, а при определенной конвертации подойдет и для судовой отрасли. Эксперты говорят и о том, что использовать новые двигатели только для продажи на внутреннем рынке неразумно, их надо выводить на мировой уровень и делать все, чтобы агрегаты стали конкурентоспособными.
Регион в рамках областной целевой программы модернизации и инновационного развития промышленности готов участвовать, а точнее, уже участвует в такой работе. Помимо бюджетных средств на эти цели идут деньги (и немалые) из внебюджетных источников. Однако без государственного протекционизма в хорошем смысле этого слова отечественным Кулибиным, как и предприятиям, выжить будет непросто.

Предполагается, что к 2014 году все предприятия ярославского фармацевтического кластера выйдут на проектную мощность. Объем инвестиций сюда составил без малого 18 миллиардов рублей, причем половина этой суммы пошла в НИОКР.
Среди тех, кто успешно работает по программе модернизации производства, к примеру, Рыбинский завод гидромеханизации – одно из старейших предприятий отрасли.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать