01:31
суббота,
20 апреля 2024 г.
6.62
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
27 августа 2015

Рулетка с шашечками, или Таксуют все

Авария на Октябрьском мосту, произошедшая 18 августа, всколыхнула СМИ и социальные сети. В ДТП, участником которого был пьяный таксист, погибла женщина...

Казалось бы, ответ на вопрос, кто виноват в том, что пассажирка "троек" умерла, очевиден. Однако все не так просто. Да, непосредственный виновник, который, кстати, утверждает, что принял на грудь уже после аварии, известен. Вот только таксистом его можно назвать с большой натяжкой. Ибо такси в Ярославле, по сути, нет.

Службы заказа

Справедливости ради надо сказать, что я сама до поры до времени  думала, что езжу на такси. И искренне полагала, что мне подают к подъезду прошедших осмотр водителя и машину. А как же иначе? Какие-то плановые медосмотры у тех, кто занимается перевозками, по идее должны быть, ну и авто перед выездом осматривают, конечно же. Ведь случись что, в ответе будет руководство такси.  Наиву пришел конец после разговора с одним из тех, кто занимается частным извозом в Ярославле не один десяток лет. Вот вам сегодняшняя «картинка» изнутри.
– Какое руководство? Какого такси? Всем известные «девятки» и «шестерки» – те, что по большому счету и делят рынок между собой, это просто службы заказа такси  (СЗТ), причем не ярославские. У них бизнес. Чем больше машин/водителей в их списках, тем лучше. Кого берут? Да всех подряд. Права есть? Замечательно. Своя машина? Отлично. Заключай договор, устанавливай специальное приложение на андроид и –  вперед. Главное, деньги положи на счет конторы. Зачем? Мы платим 10 процентов от каждого заказа, деньги снимаются автоматически. Понятное дело, что СЗТ без разницы,  сколько я заработаю, им важен их общий доход. Я даже представления не имею, сколько водителей работают с ними. Очень много. Это люди самых разных профессий – менеджеры, преподаватели, врачи, юристы, инженеры, продавцы и даже сотрудники ГИБДД. А что вы удивляетесь? Вы полагали, что таксист вышел на работу с утра пораньше, его тщательно проверили на предмет отсутствия «выхлопа», провели техосмотр машины, и он весь день сидит в машине и ловит заказы? Не смешите. Никто ничего не проверяет и никто не дежурит в авто. У большинства из нас установлены приложения на телефон сразу нескольких СЗТ. Пришел удобный мне заказ – безразлично, от какой фирмы, я подвез человека, к примеру, по дороге на работу. Вот и все. Так многие делают. Нет, есть, конечно, и те, что пашут только на СЗТ. Это, как правило, люди, увязшие по самое не хочу в кредитах. Им надо любой ценой погасить долг. Работают сутками. Да, да, не ослышались, 24 часа за рулем вопреки трудовому законодательству. Невозможно? Ну почему же – если не уснет в очередной поездке прямо за рулем. И на грудь по вечерам, кстати, принимают тоже не единицы. Да кого это волнует, барышня? Человеку денег надо заработать, службе заказа проценты получить.  Сколько заработать можно? Ну тысячу, если повезет, две за сутки. Но чаще   порядка пятисот рублей, нас ведь очень много, «таксистов», на всех пассажиров не хватает. Это за вычетом бензина. Вы учтите, что машины мы сами ремонтируем при необходимости, а это  тоже деньги. Можно в принципе на арендованной у СЗТ машине ездить. Но тут, на мой взгляд, вообще кабала. Аренда дорогая. Ее еще отбить умудриться надо. От безвыходности народ соглашается на такое.

Куда податься пассажиру?

– За клиентов бьетесь, наверное, раз такая высокая конкуренция?
– Нет. Ну отвезу я «с почестями» кого-то за сто рублей. Понравится пассажиру со мной кататься. Номер мобильного попросит. Так я не дам. Мне невыгодно это. Он за Волгой завтра окажется, а я, к примеру, в Крестах. Неужели я через весь город поеду к нему? Кто мне оплатит бензин по дороге к пассажиру, который потом поедет только до Октябрьской площади? Заплатит он мне при таком раскладе  аж 80 рублей, из которых 10 процентов я перечислю СЗТ. Посчитали, сколько я заработаю, мотаясь из одного конца города в другой? На нуле буду, работа ради работы, ну, может, на хлеб  хватит. Давайте называть вещи своими именами, чего уж тут... Наплевать всем по большому счету на пассажира при нынешнем раскладе. Довезли вас, и слава богу.
– При каком нынешнем?
– При демпинге, который выгоден СЗТ. При снижении цен до уровня 2010 года. Сейчас парадоксальная ситуация сложилась. На так называемом такси чуть ли не дешевле ездить, чем на троллейбусе. Да, не удивляйтесь, математика вам в помощь опять. Три человека с пересадками на двух маршрутках заплатят 108 рублей. И таксисту отдадут примерно столько же.  Смешно, не правда ли? Я не человеконенавистник, поверьте. Но при создавшейся ситуации какой тут «почет и уважуха» пассажиру? Хоть он и не виноват ни в чем, конечно.
– А выход?
– Да нет выхода.  Я раньше индивидуальным предпринимателем был, то есть имел право осуществлять перевозки как официальный таксист. Налоги платил. Потом, с приходом всех этих служб заказа закрыл ИП.  И так многие поступили. Это невыгодно, понимаете? Мне, чтобы и налоги платить, и что-то зарабатывать, нужно за поездку не сотню, а как минимум в три раза больше с людей брать. Ну и кто со мной поедет за 300 руб., если сейчас заказы уже от 60 рублей сделали? Пассажир в основной своей массе проголосует рублем за дешевизну. Вот так и живем. Возим всех подряд: и пьяных в хлам, и наркоманов, и вполне приличных пассажиров. Без разницы. Налоги никто не платит, машины водители-профи ремонтировать не успевают, хватают заказы... Парадокс, но сейчас с «чайником», который ездить еще побаивается, город знает плохо, машинку свою бережет, иногда безопаснее ехать, чем с профессионалом, думающим в первую очередь о том, как ему побольше за день при таких мизерных расценках заработать.
– То есть во всем виноваты службы заказа?
– Вроде как и не виноваты... У них бизнес, каждый зарабатывает как может. Законом не запрещена их деятельность? Ну и какие к ним, казалось бы, вопросы? А к нам, водителям, какие? Мы тоже кушать хотим. А государственным мужам не до этого, видимо. Выход-то в принципе есть, но никому, похоже, не нужный и не выгодный. Надо разогнать всех нелегалов и позволить «таксовать» только тем, кто имеет на это лицензию. Тогда круг желающих оказать услуги по перевозке пассажиров резко сузится, но и так же резко возрастет цена на услуги таксиста. Профессиональные водители вырвутся из замкнутого круга и начнут наконец зарабатывать нормально, не падая от усталости, а значит, и  оказывать услуги пассажиру на должном уровне. Вот только вряд ли среднестатистический ярославец будет готов платить за такси 300 – 500 рублей. Вы лично готовы? Ну и о чем тогда разговор? Определитесь сначала: вам шашечки или ехать?

P.S. 24 августа около часа ночи на Ленинградском проспекте  произошло еще одно ДТП с участием пьяного таксиста, имеющего к тому же фальшивые водительские  права.  В результате аварии травмы получили три человека, 27-летний пассажир такси доставлен в больницу.


МЕЖДУ ПРОЧИМ

В феврале этого года в Москве была объявлена «тихая забастовка» – водители обещали игнорировать агрегаторов, которые предлагают участникам их программы принимать заказы по Интернету. Причина – демпинг цен.
 В июле в Петербурге таксисты обратились к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой запретить сервис «Яндекс. Такси» и им подобные, так как «устанавливаемые минимальные тарифы и бездействие властей приведет к банкротству таксомоторных компаний и исчезновению легального такси».
К критике присоединилась Федерация автовладельцев России. В жалобе в прокуратуру говорилось о пренебрежении к безопасности легковых перевозок пассажиров, демпинговых тарифах, благодаря которым добросовестные перевозчики вытесняются с рынка.

МНЕНИЕ

Сергей ТЕРЕХИН, председатель Ярославского союза автомобилистов, активист Федерации автовладельцев России:

- К сожалению, произошедшая авария не нонсенс, а скорее закономерность, следствие того бардака, который сегодня творится на рынке частных пассажирских перевозок. Сегодня ярославские таксисты – это «бомбилы», которые не проходят  медицинский осмотр перед рейсом и не предоставляют  для обязательной каждодневной проверки свои  машины.
До тех пор, пока на федеральном уровне не будет принят  закон, запрещающий деятельность служб заказа такси и подобных им операторов и сервисов, ситуация останется прежней.
В нынешних условиях эти службы не несут никакой ответственности перед пострадавшим пассажиром. Да и вообще ни перед кем ни за что не отвечают. Просто рубят легкие деньги. Индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на право осуществления перевозки пассажиров, конкуренции с демпингующими операторами попросту не выдержать. Именно поэтому Закон Ярославской области «О такси», принятый еще в 2011 году, в регионе, по сути, не работает. Причина здесь одна – отсутствие легальных, имеющих  лицензии такси: контролировать по большому счету некого. На данный момент ситуация безвыходная, на региональном уровне ее исправить невозможно, прыгать через голову, минуя федерацию, наши законодатели не могут.

Автор: Марина ИЛЬИНА

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать