05:08 Вторник, 2 Марта 2021
12+
ЭЛ№ФС 77- 75974 от 19.06.2019 +7 (4852) 30-76-08 news@city-news.ru

Социальное партнерствона высоком уровне

2 Ноября 2010
На минувшей неделе на Ярославском радиозаводе под председательством заместителя мэра Валерия Величко заседала городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений на территории Ярославля.

Помимо представителей мэрии в состав комиссии входили руководители профсоюзов работников связи, химической, радиоэлектронной промышленности, транспорта, строительства, образования, культуры, а также представители объединений работодателей – «Ярославской ремесленной палаты», «Опоры России», гильдий строителей, предприятий общественного питания, ТСЖ. И собрались они на радиозаводе не случайно.
Во­-первых, это предприятие вполне можно назвать градообразующим – хоть и не для всего города, но, по крайней мере, для поселка Липовая гора: большая часть жителей этого микрорайона трудится как раз на радиозаводе. А во­-вторых, дела социального партнерства между руководством завода, трудовым коллективом и поселком обстоят хорошо – есть положительный опыт, который не худо бы перенять и другим. В последние годы это предприятие не раз получало награды как лучшее в городе и области – за высокий уровень социального партнерства, оснащенности, безопасности и охраны труда. Причем поддерживать столь высокую планку в нынешнее время нелегко.
Радиозавод построен в начале 50­х годов прошлого века и в советские времена считался одним из флагманов ярославской промышленности – производство достаточно сложное, высокотехнологичное, требующее высокой квалификации работников. В 90­х годах заказы Министерства обороны резко сократились, и предприятие село на мель. С 1994 по 1998 год производство вообще было остановлено. Многие опасались, что завод будет ликвидирован, как это произошло, например, с «Машприбором». Но радиозавод выстоял и с началом нового века стал набирать обороты. За последние пять лет объем производства вырос в пять раз! Хотя и не достиг пока того уровня, который был до начала рыночных реформ. Изменилось качество: каждый год выпускаемые здесь средства связи обновляются примерно на треть.

Люди вновь стали хорошо зарабатывать. В 2007 году средняя зарплата заводчан была около 14 тысяч рублей в месяц, сейчас перевалила за 24 тысячи, а по итогам года ожидается, что она достигнет 28 тысяч. А некоторые высококвалифицированные и опытные рабочие получают и по 50 тысяч. Количество рабочих мест растет, хотя сейчас оно в 4 раза меньше, чем в советские времена.
Многие считают, что предприятия, выполняющие государственный заказ, находятся в привилегированных тепличных условиях. Отчасти это так, ведь они имеют гарантированный сбыт всей произведенной продукции по заранее определенным ценам. Но есть и другая сторона медали – жесткая конкуренция на рынке вооружений. В последнее время Минобороны нередко покупает корабли и самолеты за рубежом, и для того чтобы удержаться на рынке, российские предприятия должны соответствовать уровню качества. К тому же ценообразование на предприятиях, выполняющих госзаказ, строго нормативное и рентабельность ни по одному виду продукции не может превышать 25 процентов. Завод находится под строгим контролем государственных органов, и всевозможные проверяющие комиссии являются сюда одна за другой.
К этому добавляется контроль со стороны владельцев завода. Сейчас главный акционер предприятия – FAR «Система». Эта корпорация владеет предприятиями разных отраслей – тут и банк, и компания сотовой связи, и магазин «Детский мир», и «Интурист». Понятно, что руководители корпорации не могут вникать в детали каждого из столь разносторонних видов бизнеса. Они попросту разрабатывают единые, очень жесткие регламенты, которым должна подчиняться финансовая деятельность всех предприятий. И главная цель этих регламентов – конечно, максимальная прибыль.

Дирекция радиозавода, таким образом, лишена свободы маневра и простора для инициативы. Как же тогда ей удается изыскивать деньги на мероприятия, необходимые для социального партнерства?
– Не без труда, – признается генеральный директор радиозавода Сергей Якушев. – Вот, например, не так давно мне пришлось просить в Москве разрешения потратить 12 миллионов рублей на восстановление и реконструкцию заводской столовой, которая не работала уже много лет. Меня первым делом стали спрашивать: какая у этой столовой будет рентабельность, какая прибыль? И если рентабельность невысока, то зачем тогда эта столовая вообще нужна? Пришлось объяснять. Понятно, что работники старшего поколения – люди неприхотливые, они приносят обед из дома в баночках. Но сейчас 30 процентов наших сотрудников – люди молодые, в возрасте до 30 лет. А в конструкторском бюро вообще 70 процентов молодежи. У них представления о нормах жизни другие. Не будут они таскаться с баночками, это им кажется унизительным. А допускать, чтобы они работали без обеда и подрывали свое здоровье, не дело. Столовая необходима, чтобы люди чувствовали себя комфортно и достойно. В конце концов московские руководители со мной согласились.
Вот так не без труда заводу и профкому предприятия удается изыскивать средства на работу здравпункта, на пособия по случаю рождения ребенка или на похороны, на культурно­массовые и оздоровительные мероприятия, на путевки в санатории для поощрения лучших сотрудников и многое другое. Конечно, нет средств на строительство жилья, но некоторым работникам, особенно из числа высококвалифицированных, приехавших из других регионов страны, помощь в решении жилищных проблем оказывается. Например, в погашении процентов по ипотечному кредиту либо в каких­то иных формах. Завод оказывает помощь бывшему заводскому, а ныне муниципальному Дому культуры «Радий», не забывает своих ветеранов, а в рамках подготовки к 1000­летию Ярославля потратил немало сил и средств на благоустройство поселка Липовая гора.

– Принятие коллективного договора между профсоюзом и работодателем на нашем заводе – всегда событие, – сказал комиссии руководитель заводского профсоюза Николай Чертов. – Можно бы принять его тихо, келейно, формально, но мы всегда проводим широкое обсуждение проекта договора в коллективах цехов, собираем предложения рабочих.
Радиозаводу, вообще­то, повезло. На многих предприятиях, оказавшихся под контролем крупных корпораций общероссийского масштаба, произошло следующее: высадился десант в виде команды молодых столичных управленцев и принялся наводить порядок в соответствии со своими, часто умозрительными представлениями. Главная цель таких руководителей – побыстрей и побольше выкачать из предприятия прибыли. А потом уехать на другое предприятие или обратно в столицу. На радиозаводе такого не случилось. И поныне предприятием руководят люди, выросшие тут и считающие завод родным. Их заботит не только сегодняшняя прибыль, но и будущее завода. Немалые средства ежегодно вкладываются в ремонтно­строительные работы на самом заводе, в обновление оборудования. Завод сотрудничает с ЯрГУ им. П.Г. Демидова и Рыбинской авиационно­технической академией, чтобы обеспечить себя хорошими кадрами на следующие десятилетия.
– Дело в том, что производство у нас высокотехнологичное, требующее высокой квалификации рабочих и инженеров. Поэтому отношение к сотрудникам должно быть особенно бережным. Люди должны чувствовать себя не просто наемными рабочими, а партнерами. И важно привлечь людей не только высокой зарплатой, но и моральными стимулами – товарищеской атмосферой в заводском коллективе, в поселке. Вот накануне 1000­летия города мы провели конкурс по благоустройству территории. Так конструкторы мало того, что клумбу сделали, рядом еще и медведя поставили. В лапе у него – рация. Она включена на громкую связь, и медведь по ней говорит сразу на двух языках. Вроде мелочь, а душу радует, – говорит генеральный директор Сергей Якушев.
– Да, на всех бы предприятиях города была такая атмосфера, – подвел итог заседания комиссии заместитель мэра Валерий Величко.

Автор: Олег БУРМИСТРОВ

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»


Здесь могла быть ваша реклама

Муниципальные правовые акты

Вы можете ознакомиться с муниципальными правовыми актами.
Подробнее.

Свежий номер

Читать

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама