8 мая 2019
Наука как профессия
В Ярославле прошла XXII Российская научная конференция школьников «Открытие».
Цифра XXII в названии конференции говорит, что у нее богатая история и большой научный опыт. Таких праздников науки именно для школьников в России очень немного. И, конечно, ярославская конференция была организована на самом высоком уровне. В числе ее научных и идейных спонсоров – Российская академия наук, региональный и городской департаменты образования, а также все ярославские вузы.
На это ежегодное мероприятие съезжаются школьники из всех регионов России. В этом году участников было 259. Причем приехали не только наши географические соседи из Московской, Ивановской, Владимирской, Костромской областей, но и гости буквально с другого конца света: из Якутии и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Школьные доклады были разнесены на 14 секций, по отраслям знаний. Больше всего докладов – 89 – представили естественно-научные секции «Биология» и «Экология». Самыми сложными (и соответственно «малодокладными») оказались секции «Право» и «Информатика». Что касается уровня школьной науки, то он вполне серьезен и дорос до вузовской тематики. Например, в этом году школьниками были представлены такие доклады, как «Особенности детского детектива как жанра», «Формирование и деятельность Ярославского дворянского депутатского собрания в XVIII – XX веках», «Влияние цвета на эмоциональное состояние ребенка», «Эффективное планирование семейного бюджета», «Магнитная левитация – технология будущего».
– Конференция «Открытие» – явление для Ярославля, безусловно, уникальное, – уверена первый заместитель директора департамента образования Ярославской области Светлана Астафьева. – Ее уникальность не только в том, что к нам приезжают друзья из всех российских регионов, но и в том, что сюда съезжаются школьники, которые своей будущей профессией выбирают науку.
А вот что рассказывают о своих работах сами участники.
Ксения МОСТОВАЯ, 11-й класс, Провинциальный колледж, Ярославль
– Я изучала правовое регулирование суррогатного материнства. Сравнивала российское законодательство по данному вопросу с законодательством других стран. И в нашем законодательстве я выявила серьезный пробел. В Семейный кодекс РФ не внесено понятие «договор о суррогатном материнстве». В результате стороны, вступающие в эти отношения, оказываются незащищенными. Например, суррогатная мама может отказаться отдавать ребенка биологическим родителям. А родители, в свою очередь, могут отказаться брать ребенка или оплатить расходы в период беременности. Конечно, эти правоотношения можно прописать в обычном договоре между сторонами и потом решать спорные вопросы через суд. Но я предлагаю ввести изменения, связанные с суррогатным материнством, в Семейный кодекс.
Маргарита ВЯТКИНА, 10-й класс, Пенза
– Я изучала лекарственные свойства шалфея лекарственного. Это растение в дикой природе нашей северной лесостепи не встречается, а произрастает южнее, например, в Краснодарском крае. У нас же встречается лишь на дачах и в огородах. Моя гипотеза состояла в том, что в условиях стресса, каким является не совсем подходящее место произрастания, растение должно выделять больше лекарственных веществ. Гипотеза подтвердилась. Шалфей с моей дачи содержал больше лекарственных веществ, чем шалфей из Краснодара.
Александр ДЬЯКОНОВ, 8-й класс, Сангарская гимназия, Республика Саха (Якутия)
– Я изучал белоцветковость мышиного горошка. Мышиный горошек – важное растение для Якутии. Во-первых, он насыщает почву азотом. Во-вторых, является важнейшей кормовой базой для северного оленя. В норме венчик у мышиного горошка фиолетовый. Но сейчас все больше появляется растений с белым венчиком. Такие растения не дают семена и размножаются только вегетативно. Это очень плохо. Ведь если весь горошек станет белоцветковым, то в конечном счете он вообще может исчезнуть.
Я пытался понять, от чего зависит появление белоцветковых форм. Сначала думал, что причина в тяжелых металлах, содержащихся в почве. Но анализы почвы эту версию не подтвердили. Затем я установил, что появление белых цветков зависит от повышения температуры, влажности и уменьшения освещенности, то есть связано с глобальным потеплением.
Даниил БАРАНОВ,11-й класс, школа № 58, Ярославль
– Я изучал феномен одаренности – от чего она зависит и как ее раскрыть. В мое исследование попали 59 учеников моей школы от 12 до 18 лет. Всех их можно было считать одаренными. Исследование показало, что одаренность не зависит от интеллекта, мотивации и саморегуляции. Это, если хотите, божий дар. Хотя есть зависимость от самооценки человека. Если человек считает себя одаренным, у него может начаться «звездная болезнь» и одаренность не проявится.
Анастасия ЖУКОВА, Центр детей и юношества, Ярославль
– Наша группа проводила оценку качества воды в реке Волге. Мы анализировали воду на мутность, цветность, химическое потребление кислорода, содержание железа и нефтепродуктов в Ярославле, Рыбинске, Тутаеве, Мышкине, Пошехонье, Брейтове. Как показали исследования, вода в Волге грязная. Везде, где мы брали пробы, превышены допустимые нормы мутности и железа. А вот нефтепродукты мы обнаружили только в Рыбинске. Вероятно, это последствия утечки с речных судов.
На это ежегодное мероприятие съезжаются школьники из всех регионов России. В этом году участников было 259. Причем приехали не только наши географические соседи из Московской, Ивановской, Владимирской, Костромской областей, но и гости буквально с другого конца света: из Якутии и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Школьные доклады были разнесены на 14 секций, по отраслям знаний. Больше всего докладов – 89 – представили естественно-научные секции «Биология» и «Экология». Самыми сложными (и соответственно «малодокладными») оказались секции «Право» и «Информатика». Что касается уровня школьной науки, то он вполне серьезен и дорос до вузовской тематики. Например, в этом году школьниками были представлены такие доклады, как «Особенности детского детектива как жанра», «Формирование и деятельность Ярославского дворянского депутатского собрания в XVIII – XX веках», «Влияние цвета на эмоциональное состояние ребенка», «Эффективное планирование семейного бюджета», «Магнитная левитация – технология будущего».
– Конференция «Открытие» – явление для Ярославля, безусловно, уникальное, – уверена первый заместитель директора департамента образования Ярославской области Светлана Астафьева. – Ее уникальность не только в том, что к нам приезжают друзья из всех российских регионов, но и в том, что сюда съезжаются школьники, которые своей будущей профессией выбирают науку.
А вот что рассказывают о своих работах сами участники.
Ксения МОСТОВАЯ, 11-й класс, Провинциальный колледж, Ярославль
– Я изучала правовое регулирование суррогатного материнства. Сравнивала российское законодательство по данному вопросу с законодательством других стран. И в нашем законодательстве я выявила серьезный пробел. В Семейный кодекс РФ не внесено понятие «договор о суррогатном материнстве». В результате стороны, вступающие в эти отношения, оказываются незащищенными. Например, суррогатная мама может отказаться отдавать ребенка биологическим родителям. А родители, в свою очередь, могут отказаться брать ребенка или оплатить расходы в период беременности. Конечно, эти правоотношения можно прописать в обычном договоре между сторонами и потом решать спорные вопросы через суд. Но я предлагаю ввести изменения, связанные с суррогатным материнством, в Семейный кодекс.
Маргарита ВЯТКИНА, 10-й класс, Пенза
– Я изучала лекарственные свойства шалфея лекарственного. Это растение в дикой природе нашей северной лесостепи не встречается, а произрастает южнее, например, в Краснодарском крае. У нас же встречается лишь на дачах и в огородах. Моя гипотеза состояла в том, что в условиях стресса, каким является не совсем подходящее место произрастания, растение должно выделять больше лекарственных веществ. Гипотеза подтвердилась. Шалфей с моей дачи содержал больше лекарственных веществ, чем шалфей из Краснодара.
Александр ДЬЯКОНОВ, 8-й класс, Сангарская гимназия, Республика Саха (Якутия)
– Я изучал белоцветковость мышиного горошка. Мышиный горошек – важное растение для Якутии. Во-первых, он насыщает почву азотом. Во-вторых, является важнейшей кормовой базой для северного оленя. В норме венчик у мышиного горошка фиолетовый. Но сейчас все больше появляется растений с белым венчиком. Такие растения не дают семена и размножаются только вегетативно. Это очень плохо. Ведь если весь горошек станет белоцветковым, то в конечном счете он вообще может исчезнуть.
Я пытался понять, от чего зависит появление белоцветковых форм. Сначала думал, что причина в тяжелых металлах, содержащихся в почве. Но анализы почвы эту версию не подтвердили. Затем я установил, что появление белых цветков зависит от повышения температуры, влажности и уменьшения освещенности, то есть связано с глобальным потеплением.
Даниил БАРАНОВ,11-й класс, школа № 58, Ярославль
– Я изучал феномен одаренности – от чего она зависит и как ее раскрыть. В мое исследование попали 59 учеников моей школы от 12 до 18 лет. Всех их можно было считать одаренными. Исследование показало, что одаренность не зависит от интеллекта, мотивации и саморегуляции. Это, если хотите, божий дар. Хотя есть зависимость от самооценки человека. Если человек считает себя одаренным, у него может начаться «звездная болезнь» и одаренность не проявится.
Анастасия ЖУКОВА, Центр детей и юношества, Ярославль
– Наша группа проводила оценку качества воды в реке Волге. Мы анализировали воду на мутность, цветность, химическое потребление кислорода, содержание железа и нефтепродуктов в Ярославле, Рыбинске, Тутаеве, Мышкине, Пошехонье, Брейтове. Как показали исследования, вода в Волге грязная. Везде, где мы брали пробы, превышены допустимые нормы мутности и железа. А вот нефтепродукты мы обнаружили только в Рыбинске. Вероятно, это последствия утечки с речных судов.
Автор: Елена Солондаева
Другие новости раздела «Образование»
Образование
28 января 2016
В Ярославль приехали краеведы-филологи
Образование
18 марта 2024
В Ярославле открылись городские лагеря
Свежий номер
Образование
30 ноября 2016
Листая книгу школьной жизни
Образование
29 ноября 2018
Ярославские студенты изучают китайскую грамоту
Свежий номер
Образование
25 октября 2017
Домашнее обучение или школа?
Образование
19 ноября 2014
Речные инспектора у морских кадетов
Комментарии