07:44
21 октября,
четверг 2021
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
Мы в Telegram
13 Мая 2021
Образование

Не завышайте планку

В мае у выпускников наступает горячая пора. И хотя подготовка к ЕГЭ идет на протяжении всего учебного года, последний месяц весны и первый летний все-таки самые напряженные для одиннадцатиклассников. В июне они напишут единый государственный экзамен, получат аттестат и будут подавать документы в вуз. Причем практически все поголовно. Хотя некоторые выпускники школ в силу разных причин не смогут учиться в вузе. Но их родители считают иначе. Почему так происходит? И возможно ли смириться с тем, что твой ребенок не потянет «вышку»? Эти и другие вопросы мы задали психологу Ольге Рудкиной.

Вуз или техникум?

– Ольга, скажите, как понять, сможет ли ребенок учиться в вузе?

– Конечно же, каждый родитель хочет только лучшего для своего ребенка. Поэтому многие мамы и папы не могут объективно оценить реальные способности своего чада. Кто же не считает своего сына или дочку самым лучшим ребенком на Земле? С одной стороны, это правильно: если родители не будут верить в своих детей, в них никто не поверит. Но с другой – всему есть разумные пределы и границы. Поэтому я бы посоветовала, прежде чем делать за ребенка выбор, с помощью психодиагностики посмотреть, насколько у школьника широкий кругозор, развиты познавательные способности, память, мышление… Если показатели оставляют желать лучшего, зачем заставлять человека поступать в вуз? Со средним специальным образованием тоже можно зарабатывать хорошие деньги, а главное – получать моральное удовлетворение от своей профессии.

– Является ли показателем готовности к получению высшего образования хорошая учеба в школе?

– В большинстве случаев да. Сколько бы ни ругали ЕГЭ, но те баллы, которые ваш ребенок получит на экзамене по предмету, будут показателем его уровня подготовки. Правда, существуют учебные заведения (училища культуры, театральные училища), где талант и различные умения важнее аттестата и баллов, полученных на ЕГЭ. При прохождении отборочных туров приемная комиссия будет смотреть именно на них.

– А когда, на ваш взгляд, подросток уже должен определиться с профессией?

– Самый оптимальный возраст – 13 – 14 лет, то есть 7 – 8-й класс. В этом возрасте уже вполне можно думать о выборе профессии. Потому что теперь все завязано на ЕГЭ и ОГЭ. Уже в начале 9-го класса ребенок должен определяться, идет он в колледж или остается в 10 – 11-м классах, где тоже, скорее всего, будет профилирование. Получается, что к концу 8-го класса хорошо бы иметь хотя бы общее представление о будущей профессии. При этом необходимо понимать, что работа – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Поскольку в среднем каждый житель планеты тратит на работу без малого 40 – 50 часов в неделю, важно подобрать себе такое дело, которое не будет вызывать дискомфорт.

– Должны ли ребенку помочь родители?

– Участие родителей может быть разным. Некоторые взрослые с раннего детства готовят своих детей к определенной стезе, задаваясь целью продолжить профессиональную династию – врачей, педагогов или журналистов. Бывает и наоборот. Иногда старшие слишком заняты собой и не выражают особого желания помогать ребенку определиться с профессией. Детям приходится самостоятельно решать, чем они хотели бы заниматься в жизни. Наиболее мудро поступают те родители, которые находят в этом вопросе золотую середину. Они готовы оказать детям поддержку – в первую очередь информационную (организовать консультацию психолога, совместно изучить информацию об учебных заведениях). Помогая определиться с выбором, взрослые не давят и дают ребенку полную свободу. Ведь в конечном итоге цель родительского воспитания – помочь ребенку обрести самостоятельность, уметь существовать автономно от отца и матери.

Это не трагедия!

– Допустим, родители понимают: ребенок не потянет вуз, даже если с превеликим трудом туда поступит. Как смириться с тем, что отпрыск останется без диплома о высшем образовании?

– Честно вам скажу, я не понимаю, почему для родителей горе, если их ребенок не хочет получать высшее образование или бросает учебу в вузе? Зачем делать из этого трагедию? Мое мнение: надо оставить дочь или сына в покое и дать им возможность жить своей жизнью.

– Но есть еще родительские амбиции и пресловутое «чтобы не стыдно перед людьми было»…

– А вот с этим нужно научиться справляться! И прекращать демонстрировать окружающим: «Смотрите, какой у меня умный ребенок. А я хороший родитель! Никто на меня не посмотрит косо, что я отлынивал от своих родительских обязанностей». Именно из-за родительских амбиций, из-за того что «маме хочется», многие дети поступают в вуз, а потом всю жизнь мучаются на нелюбимой работе или вообще не трудоустраиваются по профилю.

– Тут есть еще один момент: у родителя что-то не получилось, он об этом жалеет и заставляет собственного ребенка восполнить этот «пробел»!

– К сожалению, это не редкость. Меж тем родителям следовало бы знать, что дети часто берут пример со своих родителей, и профессия – не исключение. Если вы с утра до ночи твердите ребенку, что он должен поступить в университет, получить профессию и зарабатывать деньги, а сами в прошлом с трудом окончили девять классов и теперь обожаете лежать на диване, вряд ли эти пламенные речи будут иметь успех. Обратите внимание на то, что вы транслируете своим детям. И помните: у подростков к возрасту выбора профессии уже сформирована модель поведения семьи, в которой он вырос. А значит, перестроить его будет очень сложно.

Узкая специализация

– Представим, что выбор сделан: ребенок идет в техникум или училище. Где найти информацию о средних специальных учебных заведениях?

– Ярославский профориентационный центр «Ресурс» разрабатывает и выпускает «Справочник дополнительного профессионального образования и профессионального обучения Ярославской области», который можно посмотреть на сайте центра.

– А нужна ли по-прежнему профориентация в школах?

– Очень часто работа, связанная с профессиональной ориентацией, ведется поверхностно и формально, а тут важен комплексный подход. В процессе должны быть задействованы учебные заведения, предприятия города и, конечно, специалисты – профессионалы в своем деле. Такой проект в городе есть. У нас работает профориентационный клуб «Вектор», который был открыт на базе МУ СОПиМ «Ярославский городской молодежный центр» при поддержке управления по молодежной политике мэрии. Участники клуба ходят на экскурсии в учебные заведения и на предприятия города, имеют возможность пообщаться с профессионалами. По окончании проекта каждый подросток получает индивидуальные рекомендации.

– Допустим, ему предлагают пойти в ПТУ. У ребенка не понизится самооценка?

– В двухтысячных сложилось мнение, что ПТУ – синоним неблагополучия, лени и хамства, что там собираются только ни на что не способные двоечники. На самом деле это давно не так. И у профессионально–технических училищ есть свои преимущества, а главное из них заключается в узкой специализации. Это значит, что в молодого человека не станут вливать море информации, которая вовсе не пригодится ему в выбранной профессии. Кроме того, сама структура учебного заведения ориентирована на то, чтобы после выпуска студент был определен на работу. В вузах же на данный момент такая практика отсутствует. А один из мифов – «чтобы стать востребованным специалистом, достаточно окончить вуз» – давно не срабатывает, нужно постоянно самообразовываться. Так что не бойтесь ориентировать ребенка на получение образования в техникуме или училище. Выпускники этих учебных заведений подчас более востребованы и зарабатывают больше, чем выпускники вузов. К тому же получить высшее образование можно и позже – когда этого захочет ваш повзрослевший ребенок.
Автор: Вера Петрова
Городские новости, № 34

Комментарии

Другие новости раздела «Образование»

Читать