10:06
суббота,
20 апреля 2024 г.
5.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
9 ноября 2016

Обучение в профиль

Говорят, что нынешняя молодежь, делая профессиональный выбор,  рассуждает весьма прагматично. Мол, надо все сделать так, чтобы, поднимаясь по карьерной лестнице, показать всем: ты успешен. Ни в коем случае нельзя  прослыть неудачником – пропадешь. Насколько справедливо подобное утверждение? Как  не ошибиться в своем предназначении и найти дело по душе? Влияет ли профильное среднее образование на выбор будущей профессии. В школе № 80, где мы на днях побывали, ответы на эти вопросы, похоже, уже нашли.

Потрогать руками

– Девяносто процентов наших выпускников благодаря обучению в профильных классах смогли выбрать и специальность, и вуз, в котором они хотели бы ее получить, – говорит директор 80-й школы Галина Хитрова. – Конечно, этот выбор не был простым, но мы делаем все, чтобы он стал осознанным. Уроки введения в профессию начинаются у нас уже в начальной школе.

Детям не просто рассказывают, какие профессии существуют, но и дают, так сказать, «потрогать» ремесло руками.

– Мне приходилось бывать в американских и голландских школах, – продолжает свой рассказ Галина Владиславовна. – Там производственные компании вкладывают в профориентационную работу солидные средства. Очень часто прямо при школах можно увидеть мастерские по ремонту автомобилей, бытовой техники, там дети получают первые профессиональные навыки. Я видела и оборудованные кухонные классы, в которых не только девочки, но и мальчики учатся готовить. Помню, заметив ребят, ремонтирующих автомобиль, поинтересовалась, кто их заказчики. Оказалось, учителя.

Не классы, а группы

Что же касается старших классов, то здесь, по мнению Галины Хитровой, ставку надо делать на организацию профильного обучения.

– Я всегда говорила, что будущее именно за профильными классами, – рассуждает она. – Да, это достаточно дорогостоящий проект, но мы ни разу не пожалели, что решили в своей школе его реализовать. У наших нынешних десятиклассников был выбор. Они могли пойти либо в экономико-математическую профильную группу, либо в информационно-математическую, либо в химико-биологическую, либо в социально-гуманитарную. Да, да, у нас не профильные классы, а именно группы – в каждом классе по две. Кстати, на открытии информационно-математического профиля настояли сами дети. Потребность в программистах сегодня очень большая. По прогнозам отечественных ученых, за IT-технологиями, впрочем, как и биотехнологиями и инженерией, будущее. Но России, разумеется, нужны и экономисты, и инженеры, и врачи. В нынешнем году большинство наших выпускников выбрали для дальнейшего обучения именно ЯрГУ, ЯГМУ и ЯГТУ.

Средство коммуникации

В школе № 80 углубленно изучается английский язык, факультативно в среднем звене практикуется изучение второго иностранного языка. Однако это не значит, что выпускники в большинстве своем выбирают специальности, связанные с лингвистикой или языкознанием. Таковых не более пяти процентов.

– Язык, как известно, это средство коммуникации, поэтому мы учим детей говорить, общаться, в том числе и с их зарубежными сверстниками, – продолжает Галина Хитрова. – Сегодня они имеют такую возможность благодаря тому, что в нашей школе учатся девочки из Италии и Таиланда.

Я бы доктором пошел…

Настоящая профориентационная работа ведется с девятого класса, когда у учеников начинается специальный курс по профориентации.

– Мы его разбиваем на три блока, – рассказывает завуч Екатерина Гусева. – Я по специальности психолог, поэтому провожу многие уроки сама. Сначала мы с ребятами ищем ответ на вопрос, что они знают о своих возможностях, потом оцениваем коммуникативные навыки и таким образом определяем в итоге, кому какие группы профессий могут подойти. Конечно, нельзя сказать подростку: «Доктор из тебя не получится!» Это неправильно. Но вот дать рекомендацию, в каком направлении ему целесообразнее двигаться, вполне можно.

Второй блок, который тоже входит в курс профориентации, по словам Екатерины Ивановны, отвечает на вопрос: что я знаю о той или иной профессии? Третий помогает выявить способности к какому-либо ремеслу, а затем ребята учатся программировать свою профессиональную карьеру. Это достаточно сложно – без специальных знаний написать грамотно резюме или разобраться в том, какие профессии сегодня востребованы на региональном рынке труда, не получится.

Общение с самими ребятами только подтвердило правильность всего сказанного Екатериной Гусевой. Будущие выпускники 80-й школы уже сегодня достаточно ясно представляют, чем они будут заниматься в дальнейшем. Кто-то планирует поступать в питерский кораблестроительный, кто-то в ярославский политехнический, чтобы изучать экономику, кто-то пойдет в ЯрГУ, чтобы учиться на факультете ИВТ. Но есть и те, кто решил заниматься логистикой и управлением цепями поставок, биоинженерией и биотехнологиями… Очень хочется верить в то, что их мечты и планы непременно воплотятся в жизнь.

КСТАТИ
Уметь работать руками считается в Европе престижным делом. В начальной школе, а обучение в ней продолжается с пяти до двенадцати лет, детишки что только не мастерят. Разумеется, развитию мелкой моторики уделяют внимание и наши педагоги. И если дело поставлено правильно, эти навыки всегда приносят плоды. Главное, чтобы в средней школе такие навыки не потерялись.

К СВЕДЕНИЮ
Ученики школы № 80 – частые гости ярославских ведущих промышленных предприятий. Они посещают вузы и ссузы в дни открытых дверей, для них устраивают интерактивные экскурсии на радио, в редакциях
ТВ-каналов. При школе работает лагерь – он называется «Профкамп».
Автор: Людмила Дискова
Фото Ирины Штольба

Комментарии

Другие новости раздела «Образование»

Читать