06:45
четверг,
25 апреля 2024 г.
4.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
4 августа 2021

Сами с усами, или Сказка о потерянном времени

О девочке из Москвы, сдавшей в этом году ЕГЭ и поступившей в девять лет в МГУ на факультет психологии, слышали, наверное, все. Гениален этот ребенок или нет и к чему приведет подобный эксперимент, покажет время. А вот о том, что Алиса Теплякова не ходила в школу, известно доподлинно. Ее родители предпочли семейное обучение. Что это за штука? И для кого, собственно, государство предусмотрело такую форму получения образования?

Раннее развитие

По словам супругов Тепляковых, в семье которых родился юный вундеркинд, родители «заметили» способности у Алисы еще в 4 года. Но это утверждение, скажем так, от лукавого. Дело в том, что мама и папа вовсю занимались с ребенком по программам раннего развития, занятия шли на протяжении нескольких часов с самого раннего детства. Так что результат – знание программы 1-го класса к 4 годам – плод их усилий. Отец девочки утверждает, что все шло без напряжения, Алиса схватывала знания на лету. В итоге было принято решение отдать ее в школу. Но Тепляковым ответили: поступать в образовательное учреждение рекомендовано с семи лет. При этом, как утверждает отец, Алиса уже в пять лет знала программу 5-го класса. И отдавать такого ребенка в первый казалось нелогичным. В общем, Тепляковы приняли решение довести дело до конца и подготовить дочь к сдаче ЕГЭ самостоятельно. Фактически до 9-го класса Алиса училась по программе «Семейное образование». А 10-й и 11-й – по программе «Самообразование». За качество такого обучения целиком и полностью отвечают родители, а контролировать полученные знания имеет право учебное заведение, к которому прикреплен ребенок.
В случае с Алисой все контрольные тесты она прошла, а для сдачи ЕГЭ девочка (или папа с мамой?) выбрала информатику, химию, биологию, русский язык и математику. И все получилось – восьмилетняя Алиса единые государственные экзамены сдала.

Тепляковы не собираются останавливаться на достигнутом – сами выпускники МГУ, имеющие право преподавать, они самостоятельно обучают и других своих шестерых детей по технике, основанной на советских разработках педагогики и психологии, и малыши демонстрируют недюжинные способности. Все как один – гении?

Зачем вам это надо

Но так бывает далеко не всегда. Меж тем количество детей, получающих семейное образование, в нашей стране увеличивается год от года. И здесь речь идет не о детях с особенностями развития, хотя таких, конечно же, тоже немало.

В случае с проблемами со здоровьем все в общем-то понятно. Ребенку учиться надо, но он не может посещать школу. Конечно, родители прилагают мыслимые и немыслимые усилия, чтобы сын или дочь получили нужное образование и потом смогли социализироваться. Тут, как говорится, без вариантов. Но что движет родителями, чьи дети вполне могут посещать школу и не отличаются какими-то особенностями?

Вот что по этому поводу говорит мама Яны С., ученицы 6-го класса:

– Изначально я планировала обучение в школе, но в первом классе у дочери не заладилось. Она не успевала практически по всем предметам плюс не сложились отношения с одноклассниками.

В детсад я Яну не отдавала, девочка часто болела, пришлось оставить ее дома, а мне уйти с работы. Сейчас я понимаю, что, наверное, надо было перетерпеть. Возможно, тогда к школе она научилась бы решать свои проблемы с другими детьми. Но получилось как получилось.

К концу первого класса я приняла решение перевести дочь на семейное обучение и начала учить ее сама. С тех пор прошло уже пять лет. Яна успешно сдает все аттестации, но сказать, что моя дочь разительно отличается по уровню знаний от тех, кто ходит в школу, я не могу. Учится, скажем так, на твердые четверки. Зато ей комфортно! Что касается меня, то на работу я так и не вышла, это большой труд – учить ребенка самому. Живем мы небогато, все же добытчик в семье один. У меня даже была мысль найти работу, а дочь отправить-таки учиться очно. Но я увидела в ее глазах такой ужас! Думаю, после того как Яна сдаст ОГЭ, отдать ее в техникум, когда-то надо выходить в социум. Жалею ли я сейчас о своем решении? Скорее да, чем нет. И другим родителям советую сто раз подумать, прежде чем пойти на такой шаг.

А вот у Ирины К. совсем другое мнение:

– Семейное обучение – прекрасная возможность получить достойное образование в кратчайшие сроки! Что греха таить, часть времени, которое ребенок проводит в школе, используется, мягко говоря, нерационально. Ну зачем моему сыну слушать, как 25 человек рассказывают одно и то же стихотворение? Почему он должен ждать, когда отстающие ученики наконец поймут решение самой простой задачи? А ведь есть еще дети, которые просто не желают учиться, поэтому отвлекают других учеников и заставляют учителя прерывать урок! Дома все по-другому. Мой сын занимается 4 часа в день – это и классная работа, и домашняя. То есть мы значительно экономим время. А оно нужно: Илья посещает компьютерный класс, бассейн и частную школу английского языка. Меня радуют его успехи, поступать сын будет в престижный вуз. И я думаю, чем дальше, тем больше родителей будут отдавать предпочтение семейному образованию.

Все остальное – лишнее?

Эти родители уже сделали свой выбор, а вот у тех, кто еще только планирует обучать ребенка дома, как правило, в голове каша. И дело не только в том, что нужно понять, по какой методике и программе обучать своего ребенка, но и в решении бюрократических вопросов. Куда обращаться? Как заключить договор со школой, которая будет проводить аттестацию? С какой именно школой? Можно ли шагать через класс? И нужно ли для этого разрешение? Эти вопросы мы адресовали начальнику управления образования мэрии Ярославля Елене Ивановой.

– При выборе родителями получения общего образования в форме семейного нужно проинформировать об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают, – отвечает Елена Анатольевна. – Для ярославцев это департамент образования мэрии. Право получать образование в форме семейного есть у каждого обучающегося, и выбор производится с учетом мнения ребенка. Что касается аттестации, то она осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, имеющих право на образовательную деятельность. При этом ученик может пройти аттестацию экстерном. Промежуточную аттестацию можно сдавать по мере освоения образовательной программы как ежегодно, так и за уровень образования (начальное общее, основное общее, среднее общее), что предполагает возможность ускоренного получения образования.

В принципе ничего сложного в общем-то и нет. Принимаешь решение, идешь в департамент образования, прикрепляешься к школе… Лично мне осталось непонятным только одно: зачем все это нужно, так сказать, в глобальном смысле слова? Именно такой вопрос я и задала своей знакомой, которая уже сегодня определила, что ее пятилетняя дочь в школе учиться не будет. Ответ мамы в принципе меня не удивил, она почти под копирку произнесла слова Ирины, довольной успехами сына, и отца той самой Алисы, которая в девять поступила в МГУ. «Чтобы время не терять» – вот, собственно, и все.

Знать бы еще при этом, что такое потеря времени для ребенка... Игры с подружками в куклы? Девичьи секреты на переменках? Приобретение умения выстраивать отношения с тридцатью новыми для себя людьми? Развитие способности к адаптации в разных для себя условиях? Умение слушать и слышать учителя (читай – чужого взрослого)? Самостоятельное выполнение домашних заданий? Отсутствие боязни выступать перед всем коллективом? Дорога домой с одноклассником нога за ногу, потому что «вот об этом еще не договорили»? Если это все и вправду лишнее, то я сделала ошибку: моя дочь учится в школе. И МГУ, надеюсь, ее подождет.
Автор: Елизавета Алексеева
Городские новости, № 59

Комментарии

Другие новости раздела «Образование»

Читать