17:59
суббота,
20 апреля 2024 г.
6.07
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
22 ноября 2017

Школы идут в ногу со временем

На прошлой неделе в гостях у редакции «ГН» в рамках традиционной рубрики «За чашкой чая» побывали директор департамента образования мэрии Ярославля Елена Иванова и ее заместитель Елена Ильина. Вопросов было очень много.

Об электронных дневниках

– В некоторых школах электронные дневники (журналы) заполняются не вовремя, оценки расходятся с бумажными дневниками. Родители и ученики путаются. На что им ориентироваться?

Елена Ильина: На электронный дневник. Он обязателен. От бумажных дневников и журналов школы могут отказаться. Департамент образования это даже рекомендует.

– Как по правилам должен вестись электронный дневник?

Елена Ильина: В каждой школе есть администратор электронного дневника и свое положение об электронном дневнике, где прописано, как он должен заполняться. А вот процесс ведения электронных дневников везде организован по-разному. Одни родители говорят, что в их школах электронные дневники великолепны. Учителя в них даже дают ссылки на свои странички в соцсетях, где комментируют самостоятельные работы, чтобы родители понимали, за что их ребенок получил хорошую или плохую оценку. В других школах реализация дневников неважная.

– Из-за чего «реализация неважная»?

Елена Ильина: В Ярославле почти 8 тысяч педагогов. Как каждого убедить правильно заполнять электронный дневник?

Елена Иванова: У нас есть педагоги, которые по-прежнему считают, что лучшее оружие учителя – мел и тряпка. При этом они могут быть очень хорошими учителями.

– Это учителя с большим стажем?

Елена Иванова: От возраста не зависит. Приведу пример. Учитель химии одного ярославского лицея, прекрасный педагог - на момент внедрения электронного дневника в 2011 году ей было около 80 лет. Директор дала помощника, посчитав, что такому взрослому человеку новую технологию уже не освоить. Педагог возмутилась! Сейчас ей за 80, электронный дневник она заполняет сама.

– Что делать родителям, если школьный электронный дневник их не устраивает?

Елена Ильина: Идти к директору школы. Электронный дневник – его ответственность. В крайнем случае писать в департамент образования. Тогда в школу выйдут проверяющие, получат пароль доступа к личной страничке ученика и смогут посмотреть его оценки. В обычной ситуации департамент не может отследить все электронные дневники, так как пароли к личным страничкам учеников есть только у классного руководителя и родителей.

– Такая защита персональных данных — хорошо?

Елена Ильина: Конечно. Раньше родители могли свободно брать в учительских классные журналы, сравнивать оценки своего ребенка с одноклассниками, а потом идти разбираться. Такое бывало.

Елена Иванова: У электронных дневников есть и другие преимущества. В течение двух недель или месяца можно исправить плохую оценку.

– Существует ли опасность, что компьютерная система даст сбой и вся электронная информация потеряется?

Елена Иванова: Нет. В конце каждой четверти необходимая информация из электронных дневников распечатывается и сдается в архив. Она хранится 75 лет.

О ЕГЭ и шахматах

– Будут ли в этом году новшества при сдаче ЕГЭ?

Елена Ильина: Для школьников все останется прежним. Возможно, будут изменения по контрольно-измерительным материалам (КИМам). Раньше их распечатывали в Москве, распределяли по региональным пунктам ЕГЭ и оттуда в запечатанных конвертах развозили по школам. В этом году Минобразования предлагает все материалы распечатывать в школьном пункте проведения ЕГЭ в день экзамена. Это усложнит работу организаторов. Если в прошлые годы учителя приходили на пункт к 8 утра, то в этом году им, возможно, придется прийти гораздо раньше.

– Зачем это нужно?

Елена Ильина: Для повышения секретности.

– Есть мнение, что атмосфера секретности, видеонаблюдения неважно влияет на психологическое состояние детей. Это так?

Елена Иванова: Так было в первый год проведения ЕГЭ. Сейчас дети ведут себя спокойно. Нервничают педагоги. Они, как и дети, находятся под видеонаблюдением, и их неправильное поведение может привести к аннулированию результатов всей аудитории. Потому физически и психологически педагогам очень тяжело. Им нельзя ходить по аудитории: это считается помехой. Нельзя съесть конфету: шуршание обертки может отвлечь экзаменуемого. Была такая апелляция… Нельзя на кого-либо пристально смотреть… То есть педагогам разрешено только неподвижно сидеть.

– Наверное, учителя неохотно идут на ЕГЭ?

Елена Ильина: Не то слово! Но в этом году ввели небольшую доплату за ЕГЭ, потому ожидаем улучшение.

Елена Иванова: Есть дети, которые теряются во время экзамена. Психологической готовности ребенка к ЕГЭ мы уделяем большое внимание, даже написали специальную методичку, как ее формировать.

– Будет ли что-то новое при итоговой аттестации 9-классников?

Елена Иванова: Возможно, область поучаствует в эксперименте по русскому языку. Экзамен по русскому меняется для того, чтобы ребята знали родной язык не только «методом тыка». Кроме сдачи по КИМам 9-классникам придется сдавать русский язык в другой форме. Будут это билеты или сочинение – узнаем в феврале. Из других новшеств этого года, опосредованно связанных с ЕГЭ, отмечу развитие шахмат в школах.

– Почему шахматы?

Елена Иванова: Ярославские итоги ЕГЭ за 5 лет показали ежегодное улучшение результатов по русскому языку, гуманитарным и естественным дисциплинам. Результаты по математике, физике и химии стабильно идут вниз. Анализ ситуации показал недостаточное развитие логического мышления в начальной школе.
Логическое мышление развивают интеллектуальные игры. Мы рассматривали разные интеллектуальные игры, остановились на авторской методике российского методолога шахматного образования Игоря Сухина. Он приезжал в Ярославль, проводил курсы для наших педагогов. Теперь в 59 школах Ярославля из 79 преподают шахматы. Упор делается на развитие логики.

О профориентации

– В «Городских новостях» («Как выбрать профессию», № 87 ) психологи ЯрГУ раскритиковали школьную систему профориентации. Они отметили, что детям не показывают професии в реальных условиях.

Елена Иванова: От правильной профориентации зависит будущее детей. В 2016 году мы провели форум и озадачили руководителей образовательных организаций важностью проблемы. После форума начали выстраивать систему профориентации от детского сада до старшей школы. Это наше ноу-хау.

В детском саду в форме игры идет первоначальное знакомство с профессиями. В средней школе с помощью «профессиональных проб» детей погружают в профессию глубже. Это тоже игра, но более сложная. В старшей школе «профессиональные пробы» делаются уже на базе учреждений профессионального образования. Например, в прошлом году школы Ленинского района проходили их в автомеханическом техникуме. Там на мастер-классах ребята «попробовали руками» разные профессии. Кажется, что это забытое старое. Но наше ноу-хау заключается в целостной системе, в том, что «профессиональные пробы» проходят дети в том возрасте, когда еще можно много изменить. Пока это пилотный проект. В него включены 11 школ и несколько учреждений дополнительного образования.

– Когда будут общие результаты?

Елена Иванова: Года через три, когда в проект войдет большинство школ Ярославля. Первый год пока показал, насколько детям это важно.

– Наверное, самая главная цель профориентации – помочь ребенку выбрать востребованную на рынке труда профессию?

Елена Иванова: Востребованность сложно спрогнозировать. Сейчас растут дети, которые пойдут работать лет через 10. За это время рынок труда поменяется. Потому главная цель – чтобы ребенок выбрал профессию по душе.

Об «элитных» школах

– Есть ли сейчас преимущества у гимназий, лицеев? Или все школы по закону равны?

Елена Иванова: По новому закону «Об образовании» все школы одинаковы – средние общеобразовательные. Но в кавычках они себя могут назвать хоть космическими. Таким правом воспользовались лицеи и гимназии.

– Отличается ли поступление в обычные школы от поступления, скажем, в лицеи?

Елена Иванова: Если ребенок поступает на профильное обучение в 10 – 11-й класс или на программу углубленного изучения, индивидуальный отбор прописан законом. Если он поступает в гимназию (лицей) на обычную программу в 5-й класс, тестирование не нужно. Достаточно представить портфолио ребенка с 1-го по 4-й класс. Затем учреждение с помощью рейтинга проведет отбор.

– В так называемых элитных школах Ярославля работают лучшие учителя. В обычных школах, особенно в среднем звене, это, к сожалению, не так. Проблему расслоения общества на уровне школ можно решить?

– Когда в Ярославль приезжала делегация из Японии, мы спросили про элитные школы. Нас не поняли. В Японии все школы по-настоящему равны. Достигается это ротацией кадров. Каждые пять лет педагогический коллектив, включая директора, расформировывается и направляется по разным школам. Причем ни один учитель не знает, в какую школу его направят. Это возможный вариант борьбы с неравенством школ. Но решение этой проблемы должно продумываться на государственном уровне.
Автор: Елена Солондаева
Фото Сергея Шубкина

Комментарии

Другие новости раздела «Образование»

Читать