08:19
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
11 марта 2009

«Скорая» для медицины

Читатели ежедневно звонят в редакцию и жалуются, что из-за резкого роста цен не могут себе позволить купить даже самые необходимые лекарства и своевременно получить качественную медицинскую помощь. О том, как преодолеть «лекарственную инфляцию» и сделать доступными услуги врачей-специалистов, мы говорим с депутатом муниципалитета Ярославля, заслуженным врачом Российской Федерации, главным врачом МУЗ «Клиническая больница № 2» Сергеем ВУНДЕРВАЛЬДОМ. – Сергей Людвигович, в концепции развития здравоохранения в России до 2020 года, которую буквально через несколько дней рассмотрят федеральные депутаты, предусмотрено увеличение к 2020 году расходов на медицину в несколько раз – с 2,6 до 8,3 трлн. рублей. Это в свою очередь, как считают разработчики концепции, позволяет надеяться на увеличение средней продолжительность жизни россиян до 75 лет…

– Ориентиры хорошие, однако не забывайте, что только одним вливанием денег в здравоохранение проблему увеличения продолжительности жизни не решишь. В действительности все зависит от множества социальных факторов, из которых чисто медицинский составляет не более 25 – 30%.

– Однако когда несколько лет назад профильное министерство разрешило врачам не экономить на фармпрепаратах и наши россияне начали получать более качественное лечение, уровень смертности пошел вниз…

– Это, если хотите, сиюминутный результат, а я говорю о системном подходе. Мы можем уменьшить очереди в больницах, сделать более доступной и качественной медицинскую и лекарственную помощь, но это далеко не все. Вы дали пациенту самый замечательный препарат, стабилизировали давление, а он на следующий день пришел на работу и узнал, что попал под сокращение. У него развивается гипертонический криз, а следом – нарушение мозгового кровообращения. Нельзя делать что­то одно и говорить при этом: «Ребята, это спасет нас!» Да ничего подобного, надо все решать в комплексе.

– Однако согласитесь, если люди не получают своевременно медицинскую помощь, это никак не делает их здоровее.

– Соглашаюсь. Я даже знаю, что дальше вы будете говорить об очередях из желающих попасть на прием к узким специалистам у регистратур наших городских лечебно­профилактических учреждений. Но причина их появления не только в том, что у нас в Ярославле этих самых узких специалистов не хватает, а еще и в том, что наших людей зачастую невозможно приучить хоть к какому­то порядку. Вы знаете, что направление к тому же невропатологу, эндокринологу, окулисту и т.д. должен давать участковый терапевт или врач общей практики, однако у нас народ настолько самостоятельно решает эти вопросы, что порой даже не знаешь, как на это реагировать. Я часто спрашиваю своих пациентов: «Почему вы не обращаетесь к участковому терапевту, он поможет вам?» Знаете, что мне говорят в ответ: «А я не хочу к терапевту, я сам знаю, к какому врачу мне нужно».

– Есть мнение, что терапевты у нас не очень квалифицированны, а поэтому люди им не доверяют.

– Не хочу голословно опровергать данное утверждение. Но соглашусь, что действительно бывают ситуации, когда требуется консультация отличного специалиста, но чаще всего я встречаюсь с другим. У пациента обострился остеохондроз, он диагностирован невропатологом давным­давно и, давайте уж скажем честно, прекрасно сам знает, чем надо лечиться. Ему нужно лишь получить рецепт на лекарство и направление на физиопроцедуры. Эту помощь ему вполне может оказать врач общей практики. Этот же доктор вполне квалифицированно при необходимости промоет ухо и померяет давление, снимет, если необходимо, ЭКГ. И не нужен дежурный визит пациента к узкому специалисту, пусть лучше этот врач займется теми, кому действительно срочно необходима квалифицированная помощь.

Сколько дней в вашей поликлинике нужно ждать, чтобы получить явку к узкому специалисту?

– Стараемся этот период ограничивать неделей, но ведь ситуации разные бывают: доктора тоже люди, они заболеть могут, уехать на учебу, а заменить их некем. Впрочем, начиная с мая по октябрь получить консультацию узкого специалиста у нас можно практически в день обращения.

– А в вашей больнице есть вакансии узких специалистов?

– Нам нужен окулист. Но это проблема общегородская. Не хотят сегодня выпускники ЯГМА, получив эту специальность, идти работать в наши лечебные заведения, они прямиком направляются в оптики и ведут коммерческие приемы, там оклады выше наших в два, а то и в три раза. Понятно, что соревноваться здесь с бизнесом мы не в состоянии.
Сложно сегодня найти и врачей – функциональных диагностов. Еще буквально несколько лет назад это была престижная специальность, но все поменялось.

Нужны нам также и эндокринологи. К сожалению, «пряников», которыми мы могли бы заманить к себе этих специалистов, у нас практически нет: зарплаты относительно скромные, жилье тоже не строим, но тем не менее стараемся и в существующих условиях качественно работать.

– Сергей Людвигович, вы депутат муниципалитета, человек государственный, ответьте, неужели на муниципальном уровне ничего нельзя сделать, чтобы улучшить качество медицинской помощи, поднять уровень лекарственного обеспечения?

– Что может сделать город? Во­первых, построить новые поликлиники, их у нас катастрофически не хватает. Возьмите Брагино, там ведь девятая больница задыхается от наплыва пациентов, да и у нас ситуация ненамного лучше: буквально за несколько лет вырос целый микрорайон Сокол, а поликлиники – и детская, и взрослая – все те же. Я пытаюсь как депутат решить эти вопросы, но ведь вы понимаете, что не все может муниципальная власть. Безусловно, мы ждем помощи от правительства страны. Тем более что примеры плодотворного сотрудничества области и центра у нас есть. Я говорю о нацпроекте «Здоровье».

Еще три года назад я даже и не мечтал о том, что нам за год удастся переоснастить клиническую и биохимическую лаборатории, заменить рентгеновский диагностический комплекс. И все благодаря нацпроекту «Здоровье». Конечно, хотелось бы более продуманных шагов по его реализации. Куда как лучше бы было, если бы разработчики проекта посоветовались с нами – организаторами здравоохранения на местах. Тогда бы мы могли говорить о стопроцентной эффективности освоения бюджетных средств.

Но нельзя не отметить, что этот нацпроект дал рядовым ярославцам – жителям нашего района вполне осязаемые блага. Они получили возможность без предварительной записи БЕСПЛАТНО в больнице № 2 сделать все необходимые анализы в день обращения. Это большое дело.

О рентгеновской установке я уже сказал, но ведь ее тоже не в коридоре мы установили. Для того чтобы ее разместить, за счет средств уже городского бюджета был сделан необходимый ремонт в кабинетах. Это позволило улучшить качество оказываемой медицинской помощи? Безусловно, да.

Что касается лекарственного обеспечения, это вопрос очень сложный. Мы не можем сегодня решением муниципалитета заморозить цены на лекарства. Во­первых, это незаконно, во­вторых, надо учитывать, что большая их часть импортного производства и покупается за валюту. А курс доллара и евро вырос за последние месяцы более чем на 40 процентов. Так что здесь помощь нужно ждать только от государства.

– Наш великий русский писатель Александр Исаевич Солженицын говорил, что главная задача правителей России состоит в сбережении русского народа…

–  Правильно говорил. Но я считаю, что сегодня время слов уходит, надо делом доказывать, что ты действительно в этом самом сбережении народа заинтересован. Мы вот тоже стараемся по мере сил этому способствовать. Вон за окном наша гордость – родильный дом.

А ведь можно было жить как все, не высовываясь. Но мы решили, что пора осваивать новые методы родовспоможения. Связались с американскими коллегами, разработали специальные программы, и в результате – в нашем родильном доме рождается больше всего малышей. В этом году ему, к слову, исполняется 20 лет. И то, что в нем ежедневно рождаются юные граждане, и есть наш вклад в сбережение народа.

– А что нужно, на ваш взгляд, сделать, чтобы улучшить в целом ситуацию в здравоохранении?

– Надо дать больше прав ЛПУ, одновременно усилив и спрос с них. Но спрос не бумажный, а настоящий. Еще нужно дать возможность руководителям больницы свободно управлять своими финансовыми потоками. Надо вот, к примеру, мне сегодня установить пожарную сигнализацию. Деньги на расчетном счете у нас есть, но тратить их на эту самую сигнализацию я не имею права. Не положено, они предназначены на другие цели. Это тормозит всю мою работу, а повлиять на этот процесс я никак не могу. Поэтому приходится крутиться. Но ведь голова моя должна быть больше занята другим, мне надо думать о том, как эффективнее пролечить больного. Впрочем, жаловаться не буду, повторюсь: если есть у руководителя желание что­то сделать, он всегда найдет возможность реализовать задуманное.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать