15:43
пятница,
29 марта 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
26 июля 2011

Диагноз: катаракта

Сегодня катаракта считается одним из самых распространенных заболеваний людей пожилого возраста. Впрочем, этот диагноз могут поставить и молодым. О том, почему возникает катаракта, как правильно ее лечить, мы говорим с Тамарой РОМАНЕНКОВОЙ, главным офтальмологом департамента здравоохранения мэрии Ярославля.

Взгляд через водопад
– Тамара Васильевна, что это за недуг такой – катаракта? Почему он поражает глаз?

– Катаракта – это помутнение хрусталика. Хрусталик подобен линзе, которая пропускает и преломляет световые лучи. Он расположен в области зрачка за радужкой и состоит из белков и воды. Хрусталик фокусирует полученное изображение на сетчатке. Если картинка четкая, в соответствующие зрительные доли мозга поступает сигнал.
С возрастом прозрачность хрусталика меняется. Именно поэтому после сорока многие замечают, что без очков уже не могут читать газету или книгу, потому что развивается дальнозоркость.
Что касается катаракты, то при этом заболевании хрусталик частично или полностью мутнеет, снижается зрение, и человек видит окружающие его предметы нечетко, как бы размыто... Не зря древние греки называли эту болезнь — kataraktes, что в переводе означает водопад.

– Но ведь не у всех пожилых развивается катаракта. Вероятно, этому способствуют какие­-то причины?
– У молодых помутнение хрусталика может быть вызвано травмами, свою роль здесь играет и наличие эндокринных заболеваний – того же сахарного диабета, дисфункции щитовидной железы… Подобным же образом хрусталик реагирует на отравление токсическими веществами. Нередко катаракта развивается у людей, работающих в «горячих» цехах. А в последнее время свою негативную роль играет и агрессивное солнце.
Но основная причина развития катаракты – это все же старение организма. С возрастом в организме нередко нарушаются обменные процессы, они ведут к тому, что хрусталик начинает уплотняться, терять свою эластичность.

Как распознать болезнь
– Каковы первые симптомы недуга?

– Человек вдруг замечает, что видит предметы сквозь некую дымку, они расплывчаты и нечетки. В дальнейшем с развитием заболевания начинается мелькание перед глазами мушек, появляются ореолы вокруг предметов при ярком свете, светобоязнь, двоение изображения. Люди с трудом читают, пишут, женщинам становится сложнее шить или вязать. По мере «созревания» катаракты цвет зрачка из черного становится белым.

– Почему сегодня этот диагноз стали ставить так часто?
– В определенной степени потому, что катаракта молодеет, к тому же у нас не все в порядке с экологией… К тому же возможности врачейофтальмологов в плане проведения диагностики значительно улучшились. В Ярославле в каждой районной поликлинике установлены специальные микроскопы и другая современная аппаратура, которая позволяет своевременно диагностировать катаракту.
А ведь раньше пациент регулярно приходил на прием к врачу, а тот, осматривая его, говорил: «У вас еще незрелая катаракта, приходите месяца через три». В итоге трудоспособный человек стремительно утрачивал свою квалификацию, да и в быту ему тоже было непросто, с развитием слепоты он терял интерес к жизни – ведь 90 процентов информации об окружающем мире мы получаем именно с помощью зрения.
Сегодня мы не ждем, когда катаракта созреет, оперируем ее на начальной стадии. Медикаментозных препаратов, которые остановили бы рост катаракты, на сегодняшний день нет. Так что консервативное лечение здесь неэффективно и операции все равно не избежать.

Когда делать операцию
– Получается, если у меня нашли катаракту, то надо готовиться к операции?

– Да. Но этот вопрос необходимо решать с лечащим врачом. Если зрение упало и пациент видит плохо, мы советуем ему не откладывать операцию.
Сегодня есть самые разные варианты решения проблемы. Допустим, имплантируя искусственный хрусталик человеку, который большую часть времени проводит за рулем, мы делаем все возможное, чтобы вдаль он видел безупречно, а для близи ведь можно и очки использовать. Но комуто надо, наоборот, идеально видеть то, что расположено непосредственно перед глазами, значит, доктора это также должны учесть…
Впрочем, сегодня появились двухфокусные линзы, которые позволяют идеально видеть как вблизи, так и вдаль.

– А как делаются подобные операции?
– Они производятся под местной анестезией на самом современном оборудовании с использованием ультразвука. Технологию я постараюсь пояснить так, чтобы вашим читателям она была понятна.
Итак, вначале удаляется поврежденный хрусталик. Раньше для этого делали разрез, а затем после операции накладывали швы, которые через определенный промежуток времени снимали. Но такие операции не давали возможности максимального улучшения зрения, поскольку нарушалась сферичность роговицы глаза…
Сегодня мы работаем подругому. Через микроскопический прокол к хрусталику подводится наконечник ультразвука. Сам хрусталик находится в прозрачной капсуле, ее надо убрать, а содержимое «разбить» ультразвуком на мельчайшие «кусочки». Затем все это вымывается из глаза с помощью большого количества жидкости, и в результате всех манипуляций остается только пустая капсула, в которую и «укладывается» новый хрусталик. Все. Никаких швов и минимум послеоперационных осложнений.

Считаем риски
– И все же насколько велик риск для пациента, решившегося на оперативное вмешательство?

– Любая операция – это риск. Но у нас в клинике процент осложнений после оперативных вмешательств минимален и не превышает одного процента из ста. Это выше среднероссийского показателя. Говоря о возможных осложнениях, следует учитывать скорее общее состояние пациента, особенности анатомического строения его глаза, наконец, наличие сопутствующих заболеваний и возраст. Дело в том, что сегодня мы не отказываем в оперативной помощи практически никому, а буквально несколько лет назад людям старше 70 лет о подобной операции не приходилось и мечтать, точно так же как и тем, кто страдал сахарным диабетом, глаукомой… В настоящий момент все ограничения сняты.

– Сколько стоит подобная операция?
– Для жителей Ярославля в порядке очереди – бесплатно. Надо также пояснить, что мы работаем в рамках муниципального заказа, его годовой объем – 1800 операций в год. Сегодня мы записываем больных на январь 2012 года, поскольку этот лимит уже превысили.

Импортный или отечественный?
– Тамара Васильевна, но ведь не все ваши пациенты согласны имплантировать себе отечественный хрусталик, есть и те, кто предпочитает импортные образцы?

– Как правило, мы используем мягкие искусственные хрусталики импортного производства, а они в зависимости от их достоинств (качество материала, дизайн) имеют значительный разброс цен.
Важно пояснить: если пациент хочет поставить себе импортный хрусталик, то он будет оплачивать и проведение самой операции. Она стоит около десяти тысяч, плюс практически столько же надо заплатить за американский хрусталик, который используется наиболее часто.

– Но ведь есть больные, которым показана имплантация только импортного хрусталика, а таких денег на операцию у них нет. Что им делать?
– Для таких больных будут выделяться специальные квоты, так что операцию им сделают ту, которая необходима.

– Скажите, а можно пациентам самим купить для себя хрусталик?
– Да без проблем, наши доктора напишут, какой нужен именно вам для проведения операции.

– Скажите, а не будет ли так: человек сделал операцию, а через несколько лет ему необходимо ее повторить?
– Если вы ставите себе хороший импортный хрусталик, подобный вариант развития событий исключается практически полностью.
Как записаться на прием

– Как можно попасть на прием к специалистам вашего центра?
– Очень просто. Офтальмолог районной поликлиники смотрит больного и решает, что ему необходима операция. Он пишет соответствующее направление, с которым человек и приходит сначала в регистратуру, а затем, получив талон, в котором указаны дата и время приема, идет к нам в центр.
У нас работает несколько консультативных отделений. Доктора осматривают пациента, подтверждают диагноз и ставят на очередь на операцию. Человек сдает необходимые анализы, проходит поликлиническое обследование и со всеми документами в назначенный день приходит на операцию.

По данным Всемирной организации здравоохранения, катарактой страдает около 17 миллионов человек, в основном после 60 лет. В 70 – 80 лет катаракта наличествует у 260 мужчин и 460 женщин из 1000 человек, а после 80 лет — практически у каждого. Почти у 20 миллионов человек катаракта стала причиной слепоты.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать