03:25
четверг,
25 апреля 2024 г.
4.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
28 ноября 2012

Диагноз окончательный?

О том, что российское, а вместе с ним и ярославское здравоохранение переживает не лучшие свои времена, факт известный. Неясно другое, когда же, собственно, наступит окончательное выздоровление системы.

Бедность не порок
Пока ярослацы, которые обращаются за помощью в ЛПУ, не замечают каких-либо видимых перемен к лучшему. Судя по опросам, проведенным ярославским МУ ЦИОМСИ, процент людей, не удовлетворенных медицинской помощью, практически не изменился. Например, читатели «Городских новостей», которые не только пишут нам письма, но и регулярно звонят, рассказывают, что они по-прежнему вынуждены с раннего утра выстраиваться в длинные очереди к регистратурам, чтобы получить заветный талончик к нужному специалисту. В ряде городских поликлиник сложно сдать необходимые анализы, а получить специализированную помощь того же кардиолога, офтальмолога, сурдолога, онколога или ревматолога вообще проблема. Более того, по мнению людей, объем бесплатной медицинской помощи ежегодно сокращается. Почему так происходит? На этот вопрос мы попытались найти ответ.
Галина Антонова, жительница Фрунзенского района Ярославля попала в реанимацию кардиологического отделения больницы имени Семашко в последний день лета – 31 августа. Вот, что она сама пишет об этом.
- В реанимационное отделение меня доставила «Скорая» прямо с пригородной электрички. То, что я увидела, попав в палату интенсивной терапии, повергло меня в шок – здесь не было даже сигнализации для вызова медсестры. Если кому-то становилось плохо, надо было выходить в коридор и громко кричать, чтобы позвать медперсонал на помощь.
Спустя несколько дней, из реанимации меня перевили в обычную палату. Но и здесь была та же ужасающая нищета – допотопная сантехника, пол, в буквальном смысле уходящий из под ног, примитивная столовая…
К врачам отделения у меня претензий нет. Все они, несмотря на более чем скромную зарплату, ответственно выполняют свой долг. А заведующая отделением Валентина Николаевна Доронина, человек очень тактичный и внимательный, заслуживает отдельной и большой благодарности. Но условия, в которых работают и доктора, и медсестры, в которых лечатся пациенты, иначе как убогими не назовешь. Наверное, пришла пора руководству области, города, депутатам заглянуть в кардиологическое отделение больницы имени Семашко и подумать о том, как превратить его в современное лечебное учреждение.

В помощи не отказывают
Вот такое письмо. Чтобы узнать, насколько соответствует действительности та информация, которая в нем изложена, мы отправились к главному врачу больницы имени Семашко Владимиру Пакину. Сказать, что он был обижен, прочитав послание, это не сказать ничего. Владимир Петрович был просто оскорблен, потому что никак не мог понять и принять такую реакцию больной на увиденное в отделении.
- Есть хорошая русская пословица: «По одежке протягивай ножки». Применительно к нашей ситуации вернее не скажешь, - заметил Владимир Пакин. – Да, мы живем небогато, тем не менее, никому не отказываем в медицинской помощи. Только в стационарах у нас ежегодно лечатся более 7,5 тысяч больных, статистика по поликлинике еще более впечатляющая – 300 тысяч посещений. Конечно, всегда есть те, кому что-то не нравится, но наши врачи стараются помочь всем.
В нынешнем году мы начали ремонт старейшего корпуса больницы – хирургического. Он был построен еще в 1884 году фабрикантом Корзинкиным «для людей, не имеющих большого достатка». Тогда в нем лечились 90 человек. С тех пор здание фактически ни разу капитально не ремонтировалось, и вот теперь там идут работы. По программе модернизации здравоохранения на эти цели мы получили 96 миллионов рублей. Плюс 25 миллионов выделено на приобретение медицинского оборудования, большая часть его уже поступила и функционирует. После ремонта в корпусе будут работать две операционные, оснащенные современной аппаратурой, эндоскопическое отделение, а каждой палате будет находиться не более двух-трех человек.
Но это случится не завтра, а сегодня пациентов, нуждающихся в хирургической помощи, мы разместили на третьем этаже гинекологического корпуса больницы. Конечно, дамам пришлось потесниться, но… К нам, как и прежде, везут экстренных больных, которых мы принимаем, оперируем, лечим, выхаживаем. Кстати, помимо хирургического и гинекологического отделений в больнице работают терапевтическое, кардиологическое, детское отделения, травмпункт, а также взрослая, детская и физиотерапевтическая поликлиники. Размещаемся мы в 13 зданиях, и каждое из них требует моего ежедневного внимания.

Плашка
Сегодня в городской больнице им. Семашко работает более 900 человек. Кадрами докторов учреждение, по словам главного врача, укомплектовано на 90 процентов, среднего медперсонала – на 60. Средняя зарплата врача в 2011 году здесь составила немногим более 20 тысяч рублей, медсестры – 15 тысяч, рабочего – 10 тысяч и санитарки около семи тысяч рублей.
Стоимость суточного пребывания одного больного в палате интенсивной терапии учреждению обходится в 1350 – 1400 рублей, затраты на питание составляют 76 рублей на человека в сутки.
На территории больницы функционируют семь кафедр ЯГМА.

И где же модернизация?
В кардиоотделение больницы, где лечилась наша читательница Галина Антонова, мы идем с заместителем главного врача больницы Сергеем Комисаровым. По дороге он рассказывает о том, как непросто сегодня живется его коллегам-докторам, ведь нагрузка на них ложится огромная, да и ответственность тоже. Молодежь не очень-то стремится идти в профессию, уж больно зарплата у врачей невелика, а работать-то приходится сутками. Поэтому в основном коллектив больницы женский, а и возраст большинства ее сотрудниц давно перевалил за сорок…
Так за разговором незаметно подходим к двухэтажному красному зданию. По словам Сергея Борисовича, в середине 30-годов прошлого века в нем размещалась медсанчасть фабрики «Красный Перекоп», а потом его передали в ведение больницы Семашко.
Заходим внутрь и первое ощущение, что ничего с тех самых тридцатых годов здесь и не изменилось.
Рядом с приемным покоем выстроились люди. В основном, пожилые. Сегодня тридцать стационарных коек больницы отдано под гериатрическое отделение, здесь получают специализированную медицинскую помощь все те, кто старше 65 лет. В кабине, где пациентов осматривают перед госпитализацией, установлена современная душевая кабина. Вот только подняться в нее сможет далеко не каждая бабушка, больно уж высоко расположен вход в нее. Но рядом с кабинкой уже поставили новый душ, правда, слива в полу для него еще нет, однако в ближайшее время этот пробел непременно пообещали исправить.
А вот и палаты интенсивной терапии. Ну да, обстановка здесь действительно спартанская – по четыре кровати в каждой и практически никаких остальных удобств, разве что раковины для умывания. В стенах палат, граничащих с постом медсестры, сделаны специальные окна, так что она может видеть, все, что происходит в соседних с ней помещениях. Туалет – напротив, а вот душ в самом конце широкого коридора. По стенам этого самого коридора змеятся многочисленные провода и кабели и, хотя висят они практически под самым потолком, все равно ходить под ними как-то неуютно. Что касается пола, то он действительно давно уже не видел капитального ремонта: линолеум изрядно поистерся, местами до самого бетонного покрытия.
В процедурной, ординаторской и сестринской обстановка немногим лучше. Старенькие диваны, видавшие виды столы… Везде чисто, но очень бедненько. Если честно, то глядя на окружающую действительность, в разговоры об идущей модернизации отечественного здравоохранения не очень-то и поверишь.

Платить надо больше
Зато те ярославские доктора, которые помнят многочисленных советских генсеков, утверждают, что подлинно революционный прорыв в отрасли случился для ярославских врачей и их пациентов в самый разгар эпохи «застоя». Начиная с середины шестидесятых, в Ярославле одна за другой строятся ведомственные клиники. В них устанавливается неплохое по тем временам оборудование, но самое главное – зарплата медицинских работников в те годы постоянно росла. Рядовой доктор, например, мог реально заработать от 200 до 250 рублей. Как метко заметила одна из врачей больницы Семашко: «В нашей стране, наверное, слишком рано началась перестройка».
Сегодня же нам пока особо похвастаться нечем. Все «болячки» регионального здравоохранения на виду. Конечно, что-то меняется к лучшему, но как-то медленно. Безусловно, радует то, что в прошлом году, наконец, заработал перинатальный центр, открылся хирургический корпус больницы Соловьева, но в модернизации остро нуждаются и другие медицинские учреждения. В рамках целевой федеральной программы наши клиники получают новое оборудование, в том числе, и диагностическое, однако очереди пациентов, нуждающихся в обследовании сосудов, сердца, головного мозга меньше не стали.
Несмотря на то, что Россия занимает 4 место в мире по общему числу лиц с высшим медицинским образованием, врачей в регионах катастрофически не хватает. Причина – низкая зарплата. Ни для кого не секрет, что многие ярославские доктора сегодня предпочитают столичные клиники своим, потому что там за свой труд они получают в три раза больше, чем у себя дома. Насколько это справедливо, тоже вопрос. Но не на него ждут ответ люди, они хотят знать, когда же наконец, имея в кармане полис ОМС, им можно будет получить качественные медицинские услуги не только в специализированном стационаре, но и районной поликлинике.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать