11:38
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
15 января 2014

Мой ребенок не такой, как все

В каких случаях необходимо показать ребенка психиатру? Почему родителям не стоит тянуть с визитом к специалисту? В чем причины возникновения неврозов у детей? На эти и другие вопросы отвечает Ирина СИМАНОВСКАЯ (на снимке), заведующая детским диспансером ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая психиатрическая больница», главный детский психиатр области.

  – Ирина Эдгаровна, как вы оцениваете состояние психического здоровья наших детей?
   – Начну с того, что понятие «психическое здоровье» тесно связано с характеристиками  уровня жизни – характер проблем меняется в зависимости от уровня жизни населения. Причем я говорю не только о взрослых, но и о детях тоже.

  – Неужели здесь есть какая-то связь?
   – Конечно, если родителям, чтобы прокормить детей, приходится работать в двух-трех местах, если они не могут уделять младшим членам семьи должного внимания, проблемы непременно возникнут. У нас буквально несколько лет назад это встречалось сплошь и рядом. Как следствие, диагноз «задержка психического развития», связанный с бытовой запущенностью, был в нашей практике не таким уж и редким. Сейчас ситуация изменилась. В Ярославле появились специальные развивающие центры, куда малышей водят с полутора-двух лет. Приходя в первый класс, многие из них прекрасно читают, умеют писать и считать, но теперь мы столкнулись с другим явлением – родители достаточно высоко поднимают планку, требуют, чтобы ребенок не только усваивал учебную программу, но шел и дальше – хорошо танцевал, показывал успехи в спорте… К сожалению, далеко не всем детям по силам такие нагрузки, отсюда и неврозы. Бывает, никто детишек вроде не принуждает к занятиям, но они видят, насколько успешны их родители, и подсознательно боятся, что не смогут стать такими же и разочаруют папу и маму.
   Что касается общей статистики, то она мало изменилась за последние годы – процент тяжелых психических расстройств невелик. Более того, детей, которым требуется активное диспансерное наблюдение специалиста-психоневролога, стало меньше. В основном мы работаем с лечебно-консультативными группами.
 

– Родители часто обращаются к вам за помощью?
   – Да. И мы сами стараемся выявлять отклонения в развитии малышей как можно раньше, ведь оперативно начатое лечение наиболее эффективно. Большую роль в этом процессе играют и воспитатели детских дошкольных учреждений, именно они нередко подсказывают родителям, что с ребенком не все в порядке.
   Я рада тому, что отношение к представителям нашей профессии начало меняться в лучшую сторону, ведь не секрет, что еще лет 15 назад на добровольный поход к психиатру решались немногие, а сегодня люди спокойно относятся к тому, что им или их детям нужна консультация такого специалиста.

  – И все-таки если ранжировать причины, по которым к вам обращаются мамы и папы, какие являются основными?
   –  Как правило, родителей тревожит, что их ребенок не такой, как большинство детей его возраста. Если Маша, Петя, Катя, приходя в детский сад, тут же отправляются в группу, весело помахав рукой, то особенный малыш почему-то начинает кричать, в буквальном смысле вцепляется в маму или бабушку и ни за что не хочет от них отрываться. Мы называем это «нарушением адаптации». Ребенок не может привыкнуть к садику, он начинает постоянно болеть, и чаще всего специалисты говорят о психосоматическом расстройстве. Вот вам первая причина, побуждающая родителей прийти к нам или  к психологу и проконсультироваться. Сам по себе подобный факт вовсе не говорит о какой-то патологии, но он точно свидетельствует о психологическом дискомфорте, который испытывает малыш. И с этим надо обязательно разобраться.  
   Вторая причина беспокойства родителей тоже весьма распространенная, они замечают, что их ребенок не справляется с программой обучения в детском дошкольном учреждении.

  – Доктор, согласитесь, что современные образовательные программы действительно сложны. Я, например, вижу, что моей пятилетней внучке уже задают домашнее задание, она пишет цифры, рисует геометрические фигуры, складывает слова из букв и слогов… В мое время все это мы проходили в первом классе…  
   – Вы говорите о программах повышенной сложности, по ним действительно работают ярославские ДДОУ, но это не значит, что все дети должны по ним учиться и в пять лет уметь свободно читать. Многим это не по силам.
   Если вы хотите узнать, все ли в порядке с вашим малышом, обратитесь к специалисту. Вполне возможно, что учить его читать рано, но это не значит, что с ним что-то не так, просто еще не пришло время, не созрел  он для такого вида деятельности. Через полгода ситуация изменится, и вы увидите, как легко пойдет дело.
   У нас есть так называемая шкала оценок развития. Практически такая же, как у педиатров, только они ежемесячно измеряют и взвешивают младенца, проверяют, соответствуют ли показатели норме. У нас, понятно, другие критерии.  

  – Мы все больше говорим о маленьких детях, но ведь не секрет, что и поведение подростков нередко доставляет немало огорчений их родителям. Нас в буквальном смысле захлестнул вал новомодных увлечений  какими-то немыслимыми диетами, доводящими девчонок 15 – 18 лет до анорексии, а порой и гибели. Мальчишки «подсаживаются» на всевозможные  компьютерные игры, теряя при этом представление о реальной жизни… Что это – последствия гормональных «взрывов» или серьезные психические нарушения?
   – На ваш вопрос никто однозначно не ответит. В одних случаях речь идет о патологических изменениях, в других – о возрастных проблемах… Но, не в обиду вам будет сказано, лично я считаю, что зачастую и средства массовой информации негативно влияют на неокрепшую психику детей. Они порой откровенно провоцируют подростков на совершение тех или иных поступков. Вспомните, как некоторые телеканалы смаковали информацию о групповых самоубийствах школьниц из Подмосковья. Передачи шли в вечернее время, когда у экранов собираются тысячи подростков. Они слышали о том, что девочки решились на этот шаг, видели, какое внимание общественности он привлек… Мысль «а почему бы и мне не попробовать» мелькнула тогда в головах у многих. Сколько подростков попытались ее воплотить в реальность, мы вряд ли узнаем.
   Точно так же и с анорексией. Это тоже способ привлечь к себе внимание. На подобный шаг, как правило, решаются не те, у кого снижен интеллект, а девочки-отличницы, у которых нет проблем с учебой, но которым необходимо внимание окружающих. К сожалению, чаще всего мы слишком поздно вмешиваемся в процесс, ведь эти девочки не считают себя больными, а их родители придерживаются того же мнения. На мой взгляд, это проблема родителей, которые недооценивают состояние взрослеющего ребенка и считают, что имеют дело с проявлением его личностных качеств. В этом случае я советую и мамам, и папам ничего не опасаться и прийти к нам. Когда анорексию лечат на ранней стадии, она проходит практически бесследно, а вот если мы имеем дело с затянувшимся заболеванием, прогноз не столь благоприятен.    
  

– Не секрет, что раньше многие родители все вопросы, связанные с психическим состоянием ребенка, предпочитали решать в частном порядке, опасаясь, что обращение в лечебное учреждение закроет ему путь в профессию и осложнит жизнь. Сегодня, когда законодательство изменилось, часто ли вы встречаетесь с нежеланием пациентов получить официальную консультацию?
   – Мы лечим детей до 14 лет, так что уместней говорить об их родителях. Конечно, среди них есть и те, кто опасается за дальнейшую судьбу сына или дочери. Учитывая это, мы сами приходим в детские поликлиники и ведем там приемы. Я понимаю, что многим психологически легче прийти туда, нежели в диспансер, хотя наличие карточки у психиатра еще ни о чем не говорит. И уж точно никаких последствий для вашего чада не имеет. Если состояние здоровья ему позволит, он так же, как и его сверстники, пойдет в армию, сможет учиться в вузе или техникуме, жить полноценной жизнью. Однако чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем проще вытянуть ребенка. В конце концов, у вас есть право получить квалифицированную помощь и при анонимном обращении.

  – Что вы понимаете под термином «анонимное обращение»?
   – Родитель может не сообщать фамилию ребенка, номер школы, домашний адрес. Помощь мы окажем в любом случае. Другое дело, когда мы консультируем дошкольника или школьника, имеющего трудности с освоением программы обу-
чения. В этом случае было бы лучше иметь перед глазами характеристику, написанную педагогом, ведь надо понять, с чем мы имеем дело, представить общую картину. Зачастую, если это маленький ребенок, он не всегда охотно идет на контакт, а его состояние с первого взгляда даже высококвалифицированному специалисту оценить трудно.  Однако не все родители соглашаются признаться педагогу, что ведут своего ребенка на консультацию к психиатру или психоневрологу, и не все предоставляют такую бумагу. Но это не значит, что мы им откажем в приеме.

  – Попасть к вам легко?
   – Легко. Просто позвоните по телефону и запишитесь на прием.
Людмила ДИСКОВА
Фото автора

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать