19:29
четверг,
18 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
12 апреля 2017

Моя поликлиника меня бережет?

Вслед за министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой горожане оценили проект «Бережливая поликлиника», реализация которого уже началась в Ярославле. Оценили, прямо скажем, неоднозначно.

И детский городок впридачу

Как мы уже сообщали в предыдущем номере «ГН», на минувшей неделе в Ярославле высадился десант высоких гостей. Помимо министра здравоохранения Вероники Скворцовой и ее заместителя Татьяны Яковлевой в наш город прибыли представители администрации Президента РФ, ГК «Росатом», руководители региональных ЛПУ, первые лица департаментов здравоохранения ряда субъектов РФ.

Глава региона Дмитрий Миронов рассказал гостям, каких успехов удалось добиться тем ЛПУ, которые участвовали в пилотном проекте. Таких учреждений было два – детская поликлиника № 5 в Заволжском районе и крупнейшая городская поликлиника № 2, обслуживающая жителей Кировского и Ленинского районов. Напомним, что инициаторы упомянутого проекта ставили перед собой две главные цели – повышение доступности медицинской помощи и улучшение ее качества.

По словам Вероники Скворцовой, результаты, которые показал наш город, вдохновляют. «Очереди в поликлиниках сократились, а врачи, младший и средний медицинский персонал почувствовали себя командой», – отметила министр.

В том, что оба ЛПУ изменились даже внешне, может убедиться любой желающий. Например, фойе поликлиники № 5 напоминает скорее холл гостиницы. Сама регистратура мало похожа на прежнюю – никаких стеллажей с картами здесь нет. Сотрудник, который сидит за стойкой, записывает маленьких пациентов к докторам, сверяясь с данными компьютера. При этом заболевшие дети проходят в отдельные помещения – боксы, а здоровые – на прием и консультацию к специалистам, кабинеты которых расположены на втором и третьем этажах.

Пока в поликлинике детей немного – карантин по гриппу еще не снят, но те ребята, которые пришли, могут скоротать время за игрой в настольные игры или … покататься с горки. Детские городки вместе с плазменными телевизорами здесь установлены. В общем, интерьер радует глаз. Но это, как говорят мамы, фантик, а важно то, что внутри. Так как же они оценивают «содержимое»?

По-прежнему очереди

Ирина Носова пришла на прием к педиатру с четырехлетним Ванечкой. У кабинета, кроме них, никого. Как говорит Ирина, если приходить точно к назначенному времени, попасть к врачу можно быстро. Однако согласны с ней не все.

– У нас на третьем участке уже год нет педиатра, – говорит еще одна мама, Анастасия Дегтеревская. – Принимают ребенка разные врачи, от этого страдает не только качество лечения, но и его эффективность. У меня ребенок сложный, с инвалидностью, но фактически его никто не ведет и не наблюдает в динамике. Специалисты настолько загружены, что ни во что не вникают и забывают о важном. Прошляпили вот окончание медотвода по прививкам. Теперь непонятно, госпитализируют мальчика в стационар или нет.

– Мне надо было записать ребенка к педиатру и окулисту, – включается в беседу Надежда Савченко. – К окулисту нам дали направление, но оказалось, что записи к нему нет до мая, причем даже на платный прием. То, что в поликлинике поставили детские городки и покрасили стены, конечно, замечательно, но очень хотелось бы и других изменений…

В том, что к узким специалистам в поликлинике № 5 попасть действительно непросто, мы убедились сами. К кабинетам хирурга, гинеколога, окулиста – очереди. Одиннадцатилетний Гриша к хирургу стоит уже час. У него травмирована нога, по его словам, «ничего серьезного, просто сустав опух». Мама у Гриши работает, поэтому он пришел в поликлинику один. Другие дети с родителями, по их словам, к большинству узких специалистов вообще явку просто так не взять – нужно направление педиатра. В принципе против такого порядка никто не возражает, но вот сроки ожидания приема устраивают далеко не всех. К врачу иногда надо попасть срочно!

У нас тоже болит!

В поликлинике № 2, что на Угличской, после ремонта тоже стало уютно. Об этом говорят и пациенты, и медперсонал. Просторное фойе, диваны перед офисом регистратуры. Теперь можно не стоять в очереди, а сидеть. Вот только сколько? Долго, потому что, увы, очереди здесь тоже никуда не исчезли, и пока записаться к врачам-специалистам проблематично.

– Я на днях был вынужден лично приехать в поликлинику, потому что не смог записаться на прием к врачу через Интернет, – говорит Сергей Терехин. – Пробовал дозвониться по телефону, тоже безрезультатно. Талончик в итоге я получил, но передо мной в очереди был… 71 человек. Записали меня к врачу только после его разрешения, потому что явочек уже не было. Мне пошли навстречу – я пришел с острой болью. В коридоре у нужного мне кабинета увидел толпу рассерженных сограждан, поинтересовался, за кем я буду, пояснил, что у меня экстренный случай. И тут же почувствовал себя классовым врагом, потому что все остальные сказали, что у них тоже болит! Спустя какое-то время вышел врач, спросил, кто с острой болью. Я зашел к нему в кабинет минут через 20. А остальные пациенты ждали. Потом посчитал – в среднем каждый из них потратил на это самое ожидание не менее полутора часов.

– А нам с мамой, которую я привел на прием к хирургу в поликлинику № 2, долго ждать не пришлось, – рассказывает Александр Щербаков. – Явка была на 8.10, приняли в 8.42. Так-то никаких проблем, жаловаться вроде и не на что, но заметил, что пациенты заходят в кабинет через каждые 10 минут. Откровенно говоря, даже не представляю, как за такое время можно успеть выслушать, осмотреть больного и сделать какие-то назначения.

Не позже срока

Точно так же, как в детской поликлинике № 5, пациенты взрослой поликлиники № 2 говорят о том, что им не только сложно попасть к ряду узких специалистов, но и провести назначенное врачом диагностическое обследование.

Между тем согласно действующей «Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» существуют предельные сроки ожидания этой самой помощи. Об этом напоминает сотрудник аппарата регионального уполномоченного по правам человека Константин Скоробогатов.

– В документе эти сроки прописаны, – говорит он. – Так, срок ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме с момента обращения пациента в медицинскую организацию должен составлять не более двух часов.

Если речь идет о консультации врачей-специалистов, то пациент ее должен получить не позднее чем через 14 календарных дней. Такой же срок ожидания определен программой на проведение диагностических инструментальных, лабораторных исследований, включая маммографию. Есть направление на проведение КТ, МРТ и ангиографию? Помните, что и в этом случае срок ожидания не должен превышать 30 дней.

Что же делать, если указанные сроки нарушаются? Жаловаться! В ту страховую компанию, которая выдала вам медицинский полис.

В топ-5

Сегодня власти понимают, что проблемы здравоохранения остаются в числе тех, которые наиболее сильно волнуют ярославцев. Интересные данные озвучил заместитель начальника управления внутренней политики администрации Президента РФ Александр Харичев.

Выступая на семинаре-совещании, прошедшем в Ярославле, по вопросу организации первичной медико-санитарной помощи на принципах бережливого производства, он заметил, что по результатам исследования, которое проводил Фонд общественного мнения, здравоохранение входит в топ-5 наиболее остро волнующих граждан сфер жизни. По его словам, проект по созданию бережливых поликлиник – это ответ на запрос населения.

Работы – воз

С этим не поспоришь. Однако пока работа в этом направлении только начата и многие вопросы еще не решены. Например, не все врачи готовы работать с так называемыми электронными картами. И дело не в косности их мышления, а в том, что пока даже на законодательном уровне в нашей стране требования к этим документам четко не прописаны. В результате не разработаны и соответствующие программные продукты, поэтому врачам приходится набирать вручную всю информацию. Это достаточно длительный процесс, который отнимает немало времени.

Еще один вопрос – о доступности медицинской помощи – тоже пока в стадии решения. Известно, что в Ярославской области острая нехватка не только младшего и среднего медперсонала, но и врачей. Как и кем заполнить образовавшиеся вакансии, неясно. Несмотря на то что в регионе есть медицинский университет и медицинский колледж, которые ежегодно выпускают десятки специалистов, проблема до сих пор не решена.
Автор: Людмила Дискова
Фото Сергея Шубкина

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать