11:42
среда,
24 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 февраля 2018

На благо ближнего

Сегодня в ярославских лечебно­-профилактических учреждениях открыты отделения сестринского ухода. Наш корреспондент побывал в одном из них и узнал, кто там работает и кто лечится.

Доброта тоже лечит

В больнице имени Семашко отделение сестринского ухода работает с осени 2014 года. По широкому коридору практически никто, кроме персонала, не ходит – в палатах находятся люди, большинство из которых не то что встать, сесть на кровати могут либо с трудом, либо только с чьей-то помощью.

– Конечно, мы стараемся создать для пациентов условия, приближенные к домашним, – говорит Игорь Виноградов, главный врач больницы имени Семашко. – Люди не должны чувствовать себя брошенными или ненужными.

– Именно поэтому здесь должны работать исключительно добрые и порядочные люди, – добавляет Любовь Буличенко, заведующая отделением. – У нас сложные пациенты, легкоранимые, и их очень просто обидеть. Да, ухаживать за пожилыми, а у нас в основном именно такой контингент, способен далеко не каждый, здесь нужны особые навыки, в том числе и профессиональные.

Сама Любовь Анатольевна по специальности терапевт, она врач высшей квалификационной категории, с большим стажем работы. Но в течение дня ей приходится одновременно быть и неврологом, и кардиологом, и психологом.

Сегодня в отделении, рассчитанном на 40 коек, 43 пациента, но потребность в подобной помощи намного выше. В первую очередь здесь стараются принять на лечение одиноких и беспомощных людей. Большинство из них уже не могут обслужить себя, их нельзя оставить одних, а родственники не всегда способны помочь.

Такие пациенты нуждаются в особом уходе, и не только потому, что у них целый букет недугов. В идеале около каждого должен быть специально обученный волонтер. Во многих европейских странах так и происходит – именно добровольцы берут на себя часть заботы о беспомощных людях. Они помогают им привести себя в порядок, вывозят гулять, разговаривают с ними.

У нас волонтеры в подобных учреждениях редкость. Любовь Анатольевна с горечью признается, что все ее попытки исправить эту ситуацию пока успехом не увенчались.

– Обходят нас волонтеры стороной! Куда я только ни звонила, с кем ни связывалась, пока не откликнулся никто, – рассказывает доктор. – Я и в храмы наши наведывалась. Конечно, время от времени по просьбе родственников к пациентам приходят священники – кого-то причастят, кого-то соборуют, но вот чтобы постоянно какой-то батюшка к нам приходил – такого нет. А жаль.

Нам вас не хватает!

Действительно жаль. Когда ты лежишь и видишь только стены палаты и иногда кусочек коридора в открытую дверь, сложно не разучиться общаться. Хорошо если твои соседи говорят с тобой, но, увы, так бывает не всегда. Поэтому здесь всегда рады чутким собеседникам.

В отделении мало пациентов, которые могут себя обслуживать самостоятельно. Даже если бабушка и ходит, ее каждое утро все равно надо подвести к раковине, включить воду и показать, как надо умываться. Кто-то забывает, как надо есть, кто-то не может самостоятельно одеться. Фактически большинство пациентов – это дети, только большие. С ними надо быть ласковыми и добрыми, но ни в коем случае нельзя оставлять их одних. И так каждый день. Тяжело. Произношу это слово вслух.

Доктор Виноградов реагирует моментально, говорит, что здесь тяжелее, чем в реанимации. И ему, хирургу с многолетним стажем, не поверить невозможно.

– Мне, как и большинству врачей, сложно принять тот факт, что наши больные завтра не встанут легко с кровати и не пойдут, – говорит Любовь Буличенко. – Нас как учили: сделай это, назначь вот это, и человек поправится. Но здесь совсем по-другому. Это надо принять. И сделать все, чтобы облегчить состояние пациента. Знаете, мне часто звонят люди, которые у нас лечились, а потом уехали домой. Думаете, что говорят? Не поверите – назад просятся! Так и говорят: «Нам не хватает вас. Все время вспоминаем, как вы приходили в палату, чтобы сказать доброе утро. Дома-то мы этого не слышим».

Важно это? Для них да. Ведь создание благожелательной атмосферы – один из методов лечения. Бывает, что доктора назначают одни и те же препараты, но у одного лечение дает эффект, а у другого – нет. Это тоже зависит от взаимопонимания доктора и пациента.

Уметь терпеть и сострадать

Палаты отделения небольшие, в каждой по четыре кровати. Где-то кипит жизнь – работает радиоприемник, звучит музыка, народ обсуждает новости. Заходим к дамам. Знакомимся с Лидией Ефимовной. Она здесь вместе с сыном, только сын в мужской палате.

– Мы здесь уже второй раз, – рассказывает она. – Только сюда хотели, потому что здесь очень хорошо: и покормят, и помоют, и даже постригут.

Соседка Лидии Ефимовны, Надежда Васильевна, с кровати не встает, но и она на жизнь не жалуется.

– Я тоже живу с сыном. Он уже устал за мной ухаживать, тяжело ему. Больше-то у нас с ним и нет никого. А тут как раз местечко освободилось, я и приехала в отделение, – рассказывает она. – Здесь тоже второй раз, в 2016 году лежала и вот снова вернулась. Персонал в отделении замечательный, а заведующая Любовь Анатольевна – человек ответственный и внимательный. С ней поговорить можно. И санитарочки – чудо! Вот хочу написать им благодарность. Поможете?

Обещаю помочь. Спрашиваю, не тесно ли женщинам в палате. Лидия Ефимовна философски замечает: «А что делать? Как уж есть, главное – заботятся о нас».

Санитарки Лидия Воробьева, Светлана Давыдкина и медсестра Злата Овчинникова на мой вопрос, что главное в их работе, сначала задумываются, но Лидия Воробьева отвечает за всех:

– Главное в нашей работе – терпение. Очень большое терпение. Людей разных привозят, с разными недугами. И с них ведь ничего не спросишь. Все пожилые – по 80 лет, по 90, даже как-то 102-летнюю бабушку привезли… Многие поначалу теряются, нервничают – все незнакомое вокруг, а потом начинают домой проситься. Мы стараемся всех успокоить, но я вам откровенно скажу: душой и мыслями они все равно хотят домой. Мы, конечно, ухаживаем за ними и кормим тех, кто уже сам есть не может, помогаем во всем, стараемся им уют создать. Но больница есть больница. Поэтому мне всех пациентов жаль…

Нужна помощь

– Непросто здесь работать, – говорит Злата Овчинникова. – Все пациенты требуют ухода и внимания. Состояние у большинства тяжелое, но стараемся помочь. Почти все наши больные лежачие. Каждого надо повернуть и не по одному разу, иначе пролежни образуются.

Сложно возить пациентов в душ. Коляски в отделении, конечно, есть, но они большие и не очень удобные, а нужны небольшие и маневренные, на маленьких колесиках, чтобы в палату удобно было заехать. В идеале, конечно, надо, чтобы и каталки были современные, с подъемниками, ведь не все пациенты сидеть могут.

Отделению сестринского ухода помощь нужна. Нужны и волонтеры, и рабочие руки, и оборудование. Помимо колясок здесь есть нужда в многофункциональных кроватях, подъемниках для ванн, специальных простынях для перемещения больных, памперсах для взрослых, пеленках, постельном белье. А еще нужны блендеры – пожилым людям сложно пережевывать твердую пищу, ее необходимо размельчать.

Если у вас есть возможность помочь отделению сестринского ухода больницы имени Семашко, звоните по телефону заведующей 94-41-73.
Автор: Людмила Дискова
Фото Сергея Шубкина

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать