16:45
пятница,
29 марта 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
18 декабря 2019

На границе под названием «жизнь»

В честь юбилея скорой помощи в Музее истории города открылась выставка, посвященная становлению службы в Ярославле и области. На ней можно увидеть миниатюрные модели автомобилей «скорой», посмотреть «укладку» врача, портативные кардиографы, аппараты искусственной вентиляции легких, боксы для перевозки новорожденных и другую аппаратуру скорой помощи советских времен.

Карета для бедных

Из городов губернии Ярославль скорой помощью обзавелся первым. Но вот в России он пионером точно не был. В конце XIX века кареты «скорой помощи» вовсю сновали по Москве, Петербургу и даже некоторым губернским городам. Ярославцы же задумались о скорой только в 1908 году, когда в городе проживала 71 тысяча человек, работало 47 фабрик и заводов с 10 тысячами рабочих, интенсивно двигался транспорт, появились первые автомобили и трамваи. В итоге число несчастных случаев на дорогах и фабриках выросло, а пострадавших по старинке везли в три городские полицейские части, где для них не было ни помещения, ни медицинской помощи.

Наконец, при полицейском участке на улице Романовской рядом с главным пожарным депо Ярославля решили открыть приемный покой с каретой «скорой помощи». Денег в городской казне, как водится, не нашлось, потому объявили подписку на сбор средств с горожан. Ярославцы собрали 1032 рубля 25 копеек. Из них 900 рублей отдали на постройку кареты ярославскому экипажному мастеру В.М. Донскому, на 63 рубля 25 копеек оборудовали приемный покой.

8 ноября 1909 года ярославская скорая официально заработала. Служили при ней городовой врач Н.И. Бибиков, фельдшер А.М. Иванов и санитар. За четыре следующих месяца карета «скорой помощи» сделала 56 выездов на отравления, апоплексические удары, побои, обморожения, бессознательные состояния. Фельдшер находился при «скорой» круглосуточно и буквально сгорал на службе. Так что 4 ноября 1910 года ярославский полицмейстер попросил городского голову нанять второго фельдшера. Поводом послужил абсурдный случай. 2 ноября в доме № 61 по Борисоглебской улице отравилась женщина. Городовой Антон Саденко вызвал «скорую». Карета приехала без фельдшера и с пьяным кучером, который требовал за вызов два рубля.

Поскольку медперсонал скорой содержался из бюджета города, а денег снова не было, второго фельдшера решили не нанимать до середины января 1911 года. Выдержал ли фельдшер Иванов еще трехмесячное круглосуточное дежурство – неизвестно. Но почему кучер потребовал два рубля?

Изначально карета «скорой помощи» предназначалась только для трудового люда. Но богатым она понравилась тоже. Ее стали вызывать для отправки не экстренных пациентов в больницы и для разъездов по городу, вроде такси. В итоге в июле 1910 года городская управа решила брать с состоятельных ярославцев за вызов «скорой» в зависимости от района 2 – 3 рубля, а с Московского вокзала даже 5 рублей. В 1911 году платных вызовов было 40, в 1912-м – 58, в 1914-м – 89.

До революции ярославская скорая помощь находилась на обочине медицины. Медперсоналу платили мизерно. Смертность и текучка кадров работников «скорой» были высокими. Теплые тулупы кучерам не покупались. С медикаментами были перебои. Но все же в 1915 году по городу ездили уже две кареты «скорой», одна для заразных больных. С 1916 года не только фельдшеры, но и врачи стали дежурить при «скорой» по ночам.

Служба идет вперед

О ярославской скорой после революции и в предвоенные годы известно мало. Важно, что в Великую Отечественную войну она была. Но на частные выезды, кроме родов, не ездила. Выезжала только на бомбежки, пожары и другие чрезвычайные ситуации. Не хватало ресурсов, особенно врачей.

На взлет служба СМП пошла в 60 – 70-х годах прошлого века, когда ею руководил Исаак Юдилеевич Генс. О нем очень тепло вспоминает его племянница Лариса Шапошникова.

– Исаак Юдилеевич – мамин брат. Близкий, родной мне человек,– рассказывает Лариса Витальевна. – Он вернулся с войны и поступил в Ярославский медицинский институт. Я помню, как он меня, маленькую, брал на экзамен.

В институте Исаак познакомился с будущей женой Тамарой – сталинской стипендиаткой, аспиранткой. В 1953 году, когда в СССР развернулось дело врачей-вредителей, Тамару отчислили из аспирантуры и сослали преподавать анатомию в медицинское училище Караганды. Исаак Юдилеевич последовал за супругой, стал блестящим хирургом, дослужился до главного врача карагандинской больницы.

– Оперировать он учился у советских светил медицины, по учебникам которых учился в мединституте, – вспоминает Лариса Витальевна. – По делу врачей многие талантливые хирурги оказались в лагерях. Их привозили оттуда на операции высокому начальству, а Исаак им ассистировал.

Через десять лет супруги вернулись из Казахстана в Ярославль. Исаак мечтал оперировать и с большой надеждой обратился к начальнику облздравотдела, своему однокурснику Владимиру Кисленкову. Однако хирургом ни в одну ярославскую больницу его не пустили. Предложили самую захудалую службу – скорую помощь. Генс вернулся домой, страдая от унижения. Но его отец, коммунист с 1915 года, сказал сыну по-большевистски: «Направили, иди работай!»

Когда Исаак Генс стал главврачом ярославской СМП, в ней работали всего 15 бригад и еще меньше машин. Свой транспорт имелся только у противошоковой и двух кардиологических бригад. При Генсе автопарк разросся, машины радиофицировали, появились постоянные бригады: врач, фельдшер, водитель. Но главное – СМП переехала из неприспособленного здания на улице Некрасова, 4 и 4Б в специальное на проспекте Ленина, 19а.
В 1987 году дело Генса продолжила Людмила Кукушкина. При новом главвраче к кардиологическим бригадам прибавились специализированные неврологические, хирургические и педиатрические. Общее число бригад возросло до 44. Все санитарные машины получили медицинское оборудование: аппараты ИВЛ и ЭКГ, дефибрилляторы, портативные кислородные баллоны. Для СМП построили шикарное здание на ул. Лисицына,1, открыли подстанции Заволжского и Дзержинского районов.

С 2015 года ярославской СМП руководит Андрей Живой. Ему пришлось справляться со многими вызовами времени. Прежде всего с информатизацией «скорой помощи» и маршрутизацией потоков. Известно, что все вызовы «скорой» делятся на экстренные и неотложные. Первые – травмы, отравления, осложнения беременности – угрожают жизни. Из всех вызовов в Ярославле число экстренных составляло 30%. На них по нормативу «скорая» должна прибыть в течение 20 минут. И в Ярославле эта норма неукоснительно соблюдается. На вторые время прибытия «скорой» не ограничено. Но и здесь ярославская «скорая» старается приезжать как можно быстрее.
Автор: Елена Солондаева

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать