17:26
пятница,
29 марта 2024 г.
9.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
5 июля 2011

Не всем сестрам по серьгам

Театр начинается с вешалки, поликлиника – с регистратуры, стационар – с приемного покоя, «скорая помощь» – с голоса диспетчера. Дай Бог, чтобы все это всегда сопутствовало исцелению.

Все в один карман
К сожалению, бывает и по­другому: один мой знакомый, придя в себя в приемном покое стационара, предпочел удрать из клиники домой на такси, подписав бумагу об ответственности за собственное здоровье – так его поразили больничный «уют» и отношение медперсонала к пациентам. А примерно через год после этого случая его личная медкарта канула в небытие в хранилище документов районной поликлиники. Мало того, из окошечка регистратуры мужчине пришлось выслушать пару, мягко говоря, неласковых тирад.
Теперь власти утверждают, что сумели наконец отыскать противоядие от подобных «неприятностей». Программа модернизации здравоохранения, инициированная Правительством России, должна изменить ситуацию в корне. Планируется, что в январе 2012 года ярославцы смогут оценить новую форму поддержки учреждений здравоохранения, которую кое­где уже опробовали в порядке эксперимента.
Называется она мудреным термином – одноканальная система финансирования. Проще говоря, деньги на медицину, в том числе бюджетные рубли и средства территориального фонда медицинского страхования, тщательно посчитают и положат в один карман – региональный, чтобы потом справедливо распределять их по медучреждениям. И «не всем сестрам по серьгам», а точно в соответствии с качеством оказываемых услуг.

Ориентируясь на пациента
По словам директора областного департамента здравоохранения и фармации Игоря Каграманяна, за два ближайших года в областную медицину, в том числе лечебно­профилактические учреждения Ярославля, вольют свыше 6 млрд. рублей – примерно поровну из федеральной и региональной казны.
Игорь Николаевич пояснил, что ЛПУ с нового года получат гораздо больше возможностей зарабатывать и затем тратить эти деньги на обновление материально­технической базы и стимулирование сотрудников.
По идее и то и другое должно пойти на пользу пациентам. Дело в том, что при так называемом подушевом нормативе финансирования все предусмотренные на лечение того или иного жителя Ярославля средства потянутся за ним, словно нитка за иголкой. Именно туда, где конкретный человек будет поправлять свое здоровье, доверив жизнь и судьбу наиболее квалифицированным и обходительным с его точки зрения представителям ярославской медицины, и поступят деньги. Называется такой подход наукообразным термином – пациентоориентированность.
В общем, суть программы ясна без перевода: надо, чтобы врачи и медсестры всегда встречали приветливо, а диагностику и лечение в больницах и поликлиниках назначали в точном соответствии с едиными для всех стандартами лечения того или иного недуга. Кроме того, предполагается, что новый принцип управления финансами заметно увеличит средства, предназначенные для лечения ряда болезней.
Деньги могут срезать
Программа модернизации здравоохранения предполагает и то, что исчерпывающая информация о стандартах профилактики, лечения и диагностики заболеваний, а их специалисты разработают около четырехсот видов, будет размещена везде – от информационных стендов на стенах лечебных учреждений до официальных сайтов. Начать решили с полутора десятков основных.
Полные и понятные сведения о том, что платно, что бесплатно, каков ассортимент лекарственных препаратов по назначению врача, как дистанционно (через Интернет) записаться на прием, чтобы не стоять в утомительной очереди к окну регистратуры, уже становятся достоянием гласности. Как минимум потому, что, если с нового года где­то такой информации не будет в должном объеме и открытом доступе, деньги непременно срежут через фонд ОМС.
Точно так же произойдет и в других случаях: если, например, без уважительной причины человеку откажут в выборе больницы или врача, потеряют карту в регистратуре, неверно или небрежно заполнят любой первичный документ, а сестра или санитарка позволят себе поставить резким словом слишком настойчивого, по их мнению, пациента на место.
О компенсационных выплатах за те или иные медицинские ошибки, о возможности ощутимо оштрафовать медучреждение за отказ в услугах по страховому полису или принуждение пациента приобрести медикаменты, предусмотренные стандартным курсом лечения в стационаре, и говорить не стоит. Все это заложено в фундамент новой системы, которая по замыслу разработчиков должна выбить экономическую почву из­под ног тех, кто не прочь левым способом делать деньги на нуждах больных.

И исцелить, и заработать
Заработать, по мнению Игоря Каграманяна, ЛПУ могут вполне цивилизованными способами.
Допустим, так называемые узкие специалисты вполне в состоянии не только принимать пациентов, сидя в своих кабинетах, но еще и участвовать в диспансеризации населения, профилактических осмотрах и даже при необходимости посещать на дому хронических больных, особенно тех, кому трудно передвигаться самостоятельно. А значит, появится дополнительная возможность вложить средства в ремонт больниц и повысить зарплату их сотрудникам. В среднем заработок врача приблизится к 20 тысячам рублей.
Говорят, что благодаря всем этим новшествам медики и пациенты будут лучше понимать друг друга. Но система прагматична: дружба дружбой, а табачок, как говорится, врозь.
Если бы она работала год назад, когда товарищу автора этих строк откровенно нахамили в регистратуре, то у него была бы возможность отнюдь не в пассивной роли просителя напомнить сотруднице поликлиники о точной цене ее невоспитанности. А если бы и после этого отношение к пациенту не изменилось, он мог бы поменять лечебное учреждение. И в проигрыше в этом случае осталась бы «неприветливая» поликлиника. Ведь, как уже говорилось выше, она при этом потеряла бы деньги, выделенные на лечение больного.
– Закон позволяет пациенту менять ЛПУ раз в год, – уточнила начальник отдела организации медицинской помощи взрослому населению областного департамента здравоохранения Марина Гурьева. – Правда, сама процедура перехода из одного ЛПУ в другое будет определена позже.

компетентно
Игорь КАГРАМАНЯН, директор департамента здравоохранения и фармации Ярославской области:
– Новая программа модернизации здравоохранения ликвидирует разделение ярославских учреждений здравоохранения на областные и муниципальные. Единая вертикаль управления и финансирование из одного источника дадут больницам и поликлиникам равные возможности в оказании помощи пациентам в соответствии с утвержденными стандартами медицинских услуг. А контролировать качество лечения, прозрачность и адресность использования средств помогут прежде всего сами пациенты. Кстати, согласно региональной программе модернизации здравоохранения, которая рассчитана на два ближайших года, Ярославль получит свыше 800 млн. рублей. Эти деньги пойдут на капитальный ремонт лечебных заведений города, а также на покупку для них современного оборудования.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать