16:34
четверг,
25 апреля 2024 г.
16.63
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
22 января 2014

Поговори со мною, мама

Речевые расстройства встречаются у многих детей. Только одни с ними успешно справляются, а других эти дефекты преследуют на протяжении всей жизни. О том, как распознать наметившиеся проблемы, как помочь ребенку их преодолеть, мы беседуем с логопедом Аллой КРУПИНОЙ (на снимке).

 

Если во рту каша
  – Алла Николаевна, что делать, если дошкольник путает в словах звуки или вообще «глотает» и коверкает их?
   – Так глотает или путает? Это разные вещи. В любом случае я бы посоветовала маме проконсультироваться со специалистом, и чем раньше она это сделает, тем проще будет справиться с проблемой.
  – А когда целесообразнее прий-
ти на консультацию?
   – Ребенка до двух лет уже надо показать логопеду. Своим пациентам я всегда говорю – догонять сложнее, чем предупредить. А если у малыша обнаруживаются  какие-то другие проблемы, ему не всегда удается догнать сверстников.
  – Но почему возникают речевые нарушения?
   – На этот вопрос вам вряд ли кто ответит, их природа  до сих пор не изучена. Считается, что провоцирует  возникновение подобных нарушений совокупность целого ряда факторов – это и не очень хорошая наследственность,  патология беременности и родов, болезни матери во время беременности, а также органические поражения центральной нервной системы.
   С тех пор как медицина стала наукой, человек пытается проникнуть в тайны мозга, понять, как он устроен, но за минувшие столетия мы не очень далеко продвинулись в этом. Пример хотите? Лежат рядом два больных, перенесших инсульт. Один молодой, еще крепкий, а второй в годах да к тому же имеет  сопутствующие заболевания. Родственников первого заверяют, что все у него будет замечательно, а родным  второго повторяют неустанно: «Готовьтесь». И вдруг у первого случается либо второе кровоизлияние, либо он погибает, а второй потихоньку выкарабкивается. Все непредсказуемо!

Родители – это профессия
  – Как научить ребенка правильно говорить?
   – Это задача взрослых. Пускай мама и папа  с ним больше разговаривают, поют ему песенки, рассказывают коротенькие стишки и потешки. И пусть их не пугает, что сын или дочка временами путают буквы, у нас есть много людей, которые не выговаривают некоторые звуки, но имеют высокий интеллект, отличный фонематический слух, богатый лексический запас и могут грамотно писать. Главное не это! Надо стараться, чтобы ребенок к году научился более или менее отчетливо произносить десять слов, для начала самых простых – мама, папа, баба, дай и так далее.
   Однако не все наши родители могут похвастать тем, что их малыш к году научился говорить. Многие дети начинают произносить первые слова позже, но к году и двум месяцам словарный запас ребенка должен быть солидный ( порядка 50 слов),  к этому возрасту у него уже должна начать формироваться фразовая речь.  Это в норме, но у нас таких детей практически нет. Правда, некоторые ребятишки и в полтора года стихи читают, но это скорее исключение, чем правило.
  – С чем это связано? Взрослые не уделяют детям достаточно внимания или те просто не в состоянии овладеть речевыми навыками?
   – Скорее все вместе. Большое значение имеет то, насколько здоров ребенок. На это влияют многие факторы: наследственность, экология, качество питания… Нельзя забывать об обстоятельствах социальных.
    Приходит ко мне на прием мама с полуторагодовалым малышом и просит дать заключение, так как оформляет сына в ясли. У ребенка при обследовании выявляется задержка речевого развития. Семья вполне обеспеченная, полная. Спрашиваю: «Зачем так рано отдаете, надо бы посидеть до трех лет дома, ну хотя бы до двух с половиной, пусть ребеночек окрепнет…» Как правило, в ответ я слышу одну и ту же фразу: «Ой, доктор, так надоело! Устала я, больше никаких сил нет!» На работу она не торопится, по-прежнему сидит дома, но ребенком уже не занимается. У нас немало и семей, где взрослые злоупотребляют алкоголем, что не может не влиять на психику ребенка.

Почему он картавит?
  – Нередко родителей беспокоит то, что к пяти годам их ребенок не выговаривает  некоторые звуки…
   – Нормально, если он к пяти годам выговаривает 70 процентов звуков, а к семи – 90. Однако надо обязательно разобраться, в чем здесь причина. Может быть, у него укороченная подъязычная связка, нарушение прикуса или происходит смена зубов. Как правило, если эти причины вовремя устраняются, ребенок начинает говорить нормально.
   Но есть еще физиологические моменты.  Надо посмотреть, насколько у малыша развиты память, мышление и внимание. Если отсутствует самоконтроль, нет мотивации к тому, чтобы речь была чище, он говорит быстро, взахлеб – это показания для более глубокого обследования.
  – Алла Николаевна, поясните, что значит – говорить взахлеб?
   –  Это значит, что дошкольник  не следит за тем, как он произносит слова. Мы даем определение подобному «словесному потоку» – спонтанная речь, приближенная к лепетной. Это часто происходит при бурном речевом развитии, когда ребенок не может правильно оформить свое высказывание, или ускоренном темпе речи. В это время могут появляться речевые запинки. Когда я встречаюсь с таким словесным фонтаном, то сразу прошу ребенка: «Говори, пожалуйста, медленнее, я тебя не понимаю и не успеваю за тобой». Порой выясняется, что он вполне неплохо может говорить. Нарушение звукопроизношения – это один из самых легких дефектов, если, конечно,  он не сочетается с другими заболеваниями:  снижением слуха,  детским церебральным параличом, психическими, психологическими и поведенческими отклонениями.

И заикание лечится
  – Наверняка к вам обращаются родители, дети которых страдают заиканием. Можно ли устранить этот дефект?
   – Заикание – это болезнь. Но существует набор логопедических методик, которые вкупе с медикаментозным лечением позволяют успешно с ней справиться. Вот только заниматься этим должны специалисты, работающие в специальных учреждениях, где существует контроль за качеством их образования и профессиональным уровнем. В сложных случаях ребенок должен быть обследован педиатром, неврологом, психиатром и психологом. Здесь нужен именно мультидисциплинарный подход.  
  – Заикание – это наследственное заболевание?
   – Природа заикания до сих пор не изучена, но если заглянуть в прошлое родных юного пациента, всегда можно найти тех, у кого этот недуг в анамнезе был. Недавно ко мне на прием пришли папа с сыном. Папа – доктор, но чувствую, что произнесение некоторых слов дается ему не совсем легко. Спрашиваю: «Заикались в детстве?» Отвечает: «Да. А вы что, заметили?»  Да каким бы я была специалистом, если бы ничего не заметила?!
   И я не зря привела этот пример. То, чего достиг папа, называется умением контролировать себя. В результате человек получил прекрасное образование, у него все хорошо складывается, он уверенно себя чувствует, одним словом – он состоялся.
  – А правда ли, что чем выше у ребенка уровень самооценки, тем проще ему справиться с заиканием?
   – У детей с отклонениями в умственном развитии уровень самооценки,  как правило, завышен. Что касается уровня интеллекта заикающихся людей, то  чаще всего он либо средний, либо выше среднего. Но у них зашкаливает другой показатель – уровень тревожности. Они все время переживают, спрашивают себя: «А как, а вдруг, а что?..»
   У детей мы нередко отмечаем логофобию. Ребенок начинает что-то говорить, вдруг замолкает на полуслове и закрывает ладошкой рот. Такие дети уходят в себя, замыкаются, становятся неконтактными в незнакомой  среде. Но дома с ними все в порядке, в классе, где их все знают, тоже, а вот в чужой компании им очень неуютно.
   Бывает и так: ребенок очень долго не говорил, а потом в буквальном смысле начал извергаться речевой поток. Родителей это пугает, потому что малыш начинает запинаться, коверкать, глотать и недоговаривать слова, не может оформить высказывание… В таких случаях надо безотлагательно обратиться к педиатру, неврологу, логопеду детской поликлиники. В случае отсутствия положительной динамики после проведенного лечения я рекомендую обратиться к психиатру детского диспансерного отделения ЯОКПБ.
Не тяните ребенка вверх
  – Как помочь ребенку развиваться, но при этом не  перегружать его информацией?
   – Учитесь беседовать с ребенком на доступном ему языке. Не надо строить громоздких фраз, говорите проще. Почему маленьким деткам читают сказки с повторами, например «Теремок»? Он должен не только суметь осознать, о чем в ней говорится, но понять и запомнить сюжет. Есть одно простое правило – не тяните свое дитя вверх по лестнице, спуститесь к нему вниз, возьмите его за руку и начинайте подниматься вместе.
  – Вы сторонник или противник раннего обучения? Как вы относитесь к тому факту, что сегодня многие шестилетки становятся первоклассниками?
   –  Все очень индивидуально. Надо внимательно посмотреть на будущего ученика и лишь потом делать выводы. Но я считаю, что сейчас много детей, которым лучше было бы отсрочить на год поступление в школу. Не готовы они еще к учебной деятельности. Раньше никто из того, что малыш идет учиться не в семь, а в восемь лет, трагедии не делал, а сейчас в семь лет все поголовно должны поступать в первый класс. Это неправильно, ведь некоторые речевые нарушения приводят к тому, что у ребенка в начальной школе появляются трудности при обучении грамоте и чтению.
   Дам еще один простой совет родителям первоклассника, заметившим, что он делает много ошибок при списывании текста: ни в коем случае не надо заставлять его больше читать и писать, это вряд ли поможет развитию грамотности. А вот проконсультироваться со специалистом в этом случае уместно.
Людмила ДИСКОВА
Фото автора

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать