15:55
пятница,
29 марта 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
25 июня 2014

Пойдет ли медицина на поправку

В редакции «Городских новостей» нередки звонки читателей с вопросами и жалобами – люди не могут оперативно попасть на прием к врачу, сдать необходимые анализы  или получить диагностическую помощь.

Сегодня, когда все учреждения здравоохранения Ярославля подчинены областному правительству, искать ответы на эти вопросы приходится в областном департаменте здравоохранения.

Тяжело в лечении…
   На днях его директор Сергей Вундервальд выступил перед депутатами областной думы, где попытался в том числе ответить на поставленные выше вопросы. В частности, были озвучены такие данные: немногим более трети ярославцев сегодня удовлетворены уровнем доступности и качеством получаемой ими медицинской помощи.
   Впрочем, по мнению Сергея Людвиговича, по этим показателям наша область выглядит не хуже других российских регионов. Слова чиновника подтверждают результаты социологических исследований, обнародованные недавно сразу двумя авторитетными социологическими центрами. Так, по данным «Левада-центра», на вопрос «Удовлетворены ли вы нынешней системой здравоохранения в РФ?» 61 процент респондентов ответили отрицательно. Практически к таким же выводам приходят и аналитики компании EPSI Resorch.
   Впрочем, справедливости ради надо сказать, что жители не всех российских регионов согласны с такой оценкой работы учреждений здравоохранения и докторов, которые их лечат. Так, например, в Ставропольском крае, по данным местного ТФОМС, в 2013 году уровень удовлетворенности услугами, оказанными гражданам местными лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПН), превысил 80 процентов!

   По словам Людмилы Баташовой, первого заместителя директора территориального фонда обязательного медицинского страхования, людям «не нравится то, как их лечат, и то, что зачастую им сложно попасть к врачу».
   – Чтобы убедиться, насколько справедливы те или иные претензии пациентов, мы регулярно проводим проверки, – говорит она. – Нарушений выявляем немало, чаще всего они связаны с неправильным оформлением медицинской документации – либо записи в картах сделаны не в полном объеме, либо их прочитать невозможно. В тридцати процентах случаев наши эксперты отмечают нарушение стандартов лечения. Кстати, если говорить об общероссийских показателях, то «низкое качество услуг» при оценке работы отрасли здравоохранения там значится лишь на седьмом месте.

На что жалуетесь, доктор?
   На вопрос депутатов, почему ярославские ЛПУ демонстрируют столь плачевный результат, Людмила Витальевна ответила просто: «У нас острейший дефицит кадров». По данным Ярославской областной организации профсоюзов работников здравоохранения, в регионе не заполнены 500 вакансий врачебных должностей и около 800 – среднего медперсонала. Возникла эта проблема не вчера, а еще лет десять назад, когда власти Москвы и Московской области резко увеличили заработную плату медикам. В настоящее время она в три, а порой и в четыре раза превышает ту, что имеют ярославские доктора и медсестры.
   – На днях мы побывали в Переславском районе, – рассказывает Людмила Баташова, – встретились с местными депутатами. Один из них врач «Скорой помощи». До недавнего времени он работал в Переславле, а сейчас лечит жителей Сергиева Посада. Дело в том, что сергиевопосадские власти предложили ему заработную плату в два раза больше… Понятно, что человек сделал выбор в пользу подмосковной больницы.

   Вопрос увеличения заработной платы во главу угла ставят и медики Рыбинска.
   – Врачи первой больницы нам прямо сказали, что хотели бы, чтобы уровень их ежемесячной заработной платы был сопоставим с тем, какой имеют их московские коллеги, – 100 тысяч рублей, медсестры, по их мнению, должны получать не меньше 50 тысяч, – пояснила Людмила Витальевна. – Но существующие финансовые возможности региона, как вы понимаете, этого сделать не позволяют.
   Но только ли в зарплате дело? В 2008 году, когда нацпроект «Здравоохранение» только начал свое победоносное шествие по стране, социологи городского центра изучения общественного мнения спросили ярославцев, как сказалось повышение заработной платы медикам на качестве обслуживания пациентов. Тогда выяснилось, что более трети респондентов – 33,5 процента – даже не почувствовали, что это произошло, ибо не заметили никаких изменений в работе своего участкового терапевта. Люди говорили, что необходимо изменить в принципе порядок медицинского обслуживания, а также организацию работы медучреждений. За это высказывались более 60 процентов опрошенных. По их мнению, на качество обслуживания пациентов в основном влияют недофинансирование медучреждений и кадровый дефицит.

Плати и лечись
   С тех пор прошло шесть лет. Проблемы в здравоохранении остались те же, только вот решать их теперь приходится чаще всего не властям, а самим гражданам. Дефицит кадров врачей в государственном здравоохранении, большие очереди и сроки ожидания на прием к специалистам заставляют пациентов все чаще обращаться за помощью в частные клиники или идти к доктору своей же поликлиники, но уже на платный прием. Стоимость подобных услуг обходится недешево, но, судя по всему, тенденция «лечиться за деньги» в области крепнет год от года.
   По данным областной контрольно-счетной палаты, в 2011 году финансирование платных медицинских услуг составило 1295,4 миллиона рублей, а в 2013-м этот показатель вырос уже до 1616,3 миллиона! Аудиторы КСП отмечают, что большая часть этих денег – это средства граждан. Другими словами, люди, не дождавшись плановой госпитализации или рекомендованного им диагностического обследования, платят за то, чтобы получить эти услуги. Есть в справке указание на то, что виды медицинской и диагностической помощи, которые предоставляют частные клиники, зачастую «опережают базовый гарантированный уровень оказания медицинской помощи».

   Еще один фактор, ведущий к росту пациентов коммерческих клиник, – уменьшение финансового обеспечения территориальной программы ОМС: в 2013 году денег на нее выделили почти на 28 миллионов рублей меньше, чем было предусмотрено. Территориальная программа ОМС в 2013 году по объемам средств исполнена на 94,2% от плана.
С программой по жизни
   Но Сергей Вундервальд, несмотря на все сложности, уверен: дела в отрасли идут с каждым годом все лучше и лучше.
   – Мы стараемся снижать сроки ожидания амбулаторно-медицинской помощи, – заявил он депутатам. – В соответствии с утвержденной программой государственных гарантий врач-специалист, например невролог, примет вас в течение десяти рабочих дней, столько же времени понадобится, чтобы пройти назначенное врачом диагностическое обследование. Срок ожидания плановой стационарной помощи – 30 дней, высокотехнологичной – 60. Благодаря соблюдению этих сроков мы отмечаем уменьшение вдвое числа обоснованных жалоб пациентов в адрес департамента.
   – Сергей Людвигович, а как по десятибалльной шкале вы могли бы сами оценить качество оказываемой у нас в регионе бесплатной медицинской помощи? – поинтересовалась Лариса Ушакова, председатель комитета по социальной, демографической политике и здравоохранению областной думы.
   – Я бы поставил семь баллов, – ответил Сергей Вундервальд. – Мы на правильном пути, уровень доступности медицинской помощи увеличивается, ее эффективность тоже.

   Не все депутаты согласились с такой оценкой работы ведомства. Ведь когда в больницах не хватает врачей и медсестер, о какой эффективности может идти речь? Народные избранники поинтересовались, как директор департамента намерен решать кадровый вопрос. Он пояснил, что возлагает большие надежды на проведение целевого набора абитуриентов для обучения в ЯГМА.
   – Мы собрали с центральных районных больниц заявки, будем посылать ребят учиться. Уверен, через год-два ситуация изменится. На уровне  Правительства РФ обсуждается возвращение системы распределения молодых специалистов. Выпускники медакадемии в этом случае обязаны будут отработать в том ЛПУ, куда их послали после окончания вуза, – заявил Сергей Вундервальд.
   Здесь надо пояснить, что целевой набор в ЯГМА существует давно, из 210 мест с бюджетным финансированием сто, как правило, отдается именно целевикам. Среди этих ста немало ярославцев, поэтому говорить о том, что больницы и клиники не участвуют в программе по подготовке специалистов, нельзя. Вопрос здесь уместнее задать другой – почему молодые специалисты, за обучение которых больницы заплатили немалые деньги, не хотят в них работать?
   Вопросов к руководителю департамента остается много, и далеко не на все из них он дал ответы. Но, судя по тем письмам и звонкам, которые мы получаем от наших читателей, людям хочется, чтобы эти самые ответы были даны как можно скорее.
Людмила ДИСКОВА
Фото Анны СОЛОВЬЕВОЙ

Почти 70 % ярославцев не устраивают уровень доступности и качество медпомощи.
По данным Ярославской областной организации профсоюзов работников здравоохранения, в регионе не заполнены 500 вакансий врачебных должностей и около 800 – среднего медперсонала.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать