09:35
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
27 февраля 2019

Рожденные слишком рано

Почему в России выхаживают глубоко недоношенных детей? Есть ли у них шанс вырасти здоровыми? Что для этого необходимо делать родителям? Ответы на эти вопросы прозвучали на семинаре по коррекционно­-педагогической помощи детям раннего возраста с перинатальной патологией.

И врачи, и педагоги

Практический двухдневный семинар для педагогов-дефектологов, логопедов, психологов в Областном перинатальном центре проходил в феврале в рамках проекта «Шагаем вместе».

Как пояснила автор проекта, заведующая амбулаторным отделением (поликлиникой) ГБУЗ ЯО «ОПЦ» Елена Ермолина, ежегодно примерно 900 детей в Ярославской области появляются на свет недоношенными. Еще около 2 тысяч малышей рождаются в срок, но с родовыми травмами, гипоксией в родах и другими проблемами. В 2012 году в России были приняты новые стандарты выхаживания таких младенцев, и это целый комплекс неотложных мер. Ведь здоровье – это не только возможность ходить, дышать, двигать руками и иметь сильное сердце. Здоровье – это еще и умственное развитие. А именно у недоношенных детей велик риск его нарушений. И в этом аспекте выхаживания младенцев врачам требуется взаимодействие с педагогическим сообществом. Проект «Шагаем вместе» – новый этап этой дружбы.

Рука в руку

Семинар начался с мастер-класса по диагностике детей первых трех лет жизни. Дети этого возраста, как правило, к педагогам не попадают. Малыши с патологиями входят в систему образования после трех лет, а иногда и значительно позже – в 7 лет. Меж тем именно до 3-летнего возраста психика ребенка наиболее пластична, и можно сделать так, чтобы проблемный малыш к школе догнал своих здоровых сверстников.

Это на мастер-классах продемонстрировали московские мэтры: научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО профессор Светлана Лазуренко и научный сотрудник ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава РФ Наталья Павлова.

На приеме мама Таня и девочка Маша (имена изменены). Маше год и восемь. Она недоношенная, не ходит и страдает нарушением зрения. Девочку сажают на стол. Мама рядом. Наталья Павлова пытается оценить психологический возраст, в котором Маша сейчас находится: разговаривает с девочкой, дает игрушки, побуждает к действиям. Например, показывает, как вставлять друг в друга два колечка. Маша повторить действие не может. Тогда специалист берет Машины ручки в свои и руками девочки вставляет кольца друг в друга. Маша понимает и делает сама. Этот прием называется «рука в руку». Наблюдатели-педагоги запоминают интонацию и скорость, с которой Наталья Павлова говорит с Машей, как часто она показывает девочке игрушки.

Светлана Лазуренко комментирует результаты диагностики. Она заключает, что Маша осторожна, чувствительна, пассивна, закрыта и категорична. Девочка может следить за действиями взрослого и повторять простые манипуляции с предметами. Это нужно развивать, но правильно. Малышка пока не понимает словесных инструкций, поэтому маме нужно учить ребенка по принципу «рука в руку». Для Маши разработают индивидуальный план развития.

Чтобы ребенок жил

После семинара мы поговорили со Светланой Лазуренко о том, как в России научились помогать недоношенным детям.

– Светлана Борисовна, России досталось солидное советское наследие педагогической помощи больным детям. Достаточно вспомнить программы, которые действовали в Домах малютки. Что-то новое возникло за последние годы?

– За последние 25 лет в России накоплен большой опыт диагностической и коррекционно-педагогической помощи. В основном он сосредоточен в Москве и Петербурге. Вот этим опытом мы и приехали поделиться с ярославскими коллегами.

– Можете привести конкретные примеры?

– Допустим, еще недавно педагоги не знали, как заниматься с детьми с синдромом Дауна, с аутизмом, с патологией опорно-двигательного аппарата. Сейчас такие методики есть. Кроме того, разработаны новые методы работы с детьми с нарушениями слуха и зрения. Среди глубоко недоношенных дети с множественными патологиями, мы имеем методики работы и с ними. Созданы программы групп кратковременного пребывания детей в дошкольных учреждениях для разных категорий больных. Кроме того, мы пишем для них индивидуальные программы обучения.

– Нужно ли вообще выхаживать недоношенных и тяжело больных детей? Часто приходится слышать, что обществу не нужно плодить инвалидов, тратя на них государевы деньги…

– Я, как человек, имеющий определенный уровень культуры и придерживающийся религиозных канонов, рассуждать в таком ключе не могу. За тысячи лет развития человеческое общество достигло гуманистической эволюционной ступени, где жизнь любого человека ценна сама по себе. Потому вопрос «Надо ли выхаживать?» должен быть заменен вопросом «Соответствую ли я принятой сегодня гуманистической позиции?» Лично я хочу соответствовать. Но каждый имеет право думать по-своему. И, размышляя на эту тему, надо спросить себя: «А я хочу, чтобы мой ребенок жил? Чтобы он получил все возможные на сегодняшний день виды помощи?»

– У недоношенных есть шанс вырасти здоровыми?

– Конечно! Множество великих людей родились недоношенными. В их числе полководец Александр Суворов, балерина Анна Павлова, российский педиатр академик Митрофан Студеникин…

– Что вы посоветуете родителям, если их ребенок родился раньше срока?

– Тесно взаимодействовать с врачами и педагогами. Вот типичная ситуация. Женщина ждет ребенка, ждет милого агу-агу, кружевных распашонок, праздника. Но все идет не по плану. Ребенок рождается раньше, его помещают в кювез, мама переезжает в палату интенсивной терапии. Ребенка она видит редко, и он ее ужасает: маленький, незрелый и ей не рад. Что с ним делать, она не знает. В этот момент к ней должен прийти психолог и объяснить, что женщина сейчас чувствует и как ей справиться с эмоциями, чтобы начать функционировать как мама. Врачи поясняют, как ухаживать за ребенком, дефектолог рассказывает, какие реакции нужно вызывать у малыша. За время пребывания в стационаре она учится общаться с малышом и с багажом знаний уходит домой. Но ее продолжают консультировать специалисты. Постепенно ребенок продвигается в развитии: начинает ходить, говорить, общаться со сверстниками. С ним уже можно гулять в парке и недолго посещать детсад. Постепенно он готовится к школе. Все это требует самоотверженности родителей.
Автор: Елена Солондаева

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать