21:57
вторник,
16 апреля 2024 г.
6.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
20 сентября 2011

Самый главный адвокат

Страховые медицинские организации обязаны обеспечить и защитить права граждан на бесплатное медицинское обслуживание. О том, что для этого делается, рассказывает Александр КНЯЗЕВ, первый заместитель директора Территориального фонда обязательного мед-страхования Ярославской области.

– Александр Викторович, новый закон об обязательном медицинском страховании заработал. Скажите, чем он принципиально отличается от старого?
– Изменения в документ внесены значительные. Первое – страховщиком отныне является федеральный фонд, а не страховые медицинские организации. Если раньше именно они заключали договоры с предприятиями, на которых работали застрахованные граждане, а также с органами исполнительной власти, которые, как вы знаете, оплачивали лечение неработающего населения за счет средств бюджета, то теперь эта функция с них снята. Отныне сам гражданин вправе выбрать ту страховую организацию, работа которой кажется ему наиболее эффективной.
Второе, и тоже очень важное новшество: раньше при смене статуса человек обязан был поменять полис ОМС, сейчас этого делать не надо. Приведу простой пример. Гражданин Н. работал на одном из городских предприятий, откуда его сократили. Таким образом, его статус изменился, ведь из работающего гражданина он превратился в безработного. Так вот раньше закон обязывал его сдать старый полис ОМС и обратиться в страховую мед-организацию для получения нового. Точно так же не требуется получение нового полиса, если ваш ребенок, окончив школу, получил новый статус – студента или работающего человека. На руках у него остается все тот же документ, выданный ему ранее.
Думаю, огромное облегчение от этого новшества уже почувствовали работающие пенсионеры. Ведь многие из них, осенью устраиваясь на работу, получали полис от работодателя в одной страховой организации, а увольняясь в начале лета, шли в другую, чтобы получить новый документ, поскольку вновь из разряда работающих переходили в разряд неработающего населения. Кстати, нередко на руках у одного гражданина по этой самой причине было по пять – шесть полисов, порой они сами забывали, какой из них действительный. Теперь у всех есть возможность получить полис единого образца, изготовленный на Гознаке.

– Но нередки случаи, когда при увольнении у человека забирают страховой полис…
– Это незаконно.

– А если у меня сейчас есть страховой полис, его надо менять на новый?
– Все полисы, выданные до мая 2011 года, будут действовать до 31 декабря 2013 года. К слову, в 2013 году в стране будет введена универсальная электронная карта, где будут содержаться и сведения о полисе ОМС.
Полис нового образца получают те, у кого его вообще не было. Это относится к родителям новорожденных младенцев. Кроме того, полис надо менять женщинам, вышедшим замуж и сменившим фамилию, а также всем приехавшим в Ярославскую область на постоянное место жительства из другого субъекта РФ, если они были застрахованы в той организации, которая не работает на территории нашей области.

– Согласно новому закону человек сам должен выбрать ту страховую организацию, которой он доверяет. Но как узнать: кто из страховщиков успешен и работает эффективно, а кто нет?
– На нашем сайте http://www.tfoms.yar.ru вы найдете реестр страховых организаций и ссылки на их сайты.

– И как эта информация помогает понять, насколько эффективно работает тот или иной страховщик?
– Критерии эффективности страховых организаций, всего их 14, правлением разработаны, результаты работы за 2010 год мы подвели. В ближайшие дни на нашем сайте мы обнародуем информацию о результатах работы страховых организаций за шесть месяцев текущего года, так что ею можно будет воспользоваться.

– В нашу редакцию по пятницам звонят читатели, многие жалуются на качество медицинского обслуживания, невозможность получения бесплатной диагностической помощи… Однако большинство понятия не имеют, какая страховая организация представляет их интересы.
– Пусть внимательно посмотрят на свой страховой полис, там размещена информация о той страховой организации, которая их обслуживает, даны телефоны, по которым можно звонить, например, в том случае, если человеку несвоевременно, некачественно или не в полном объеме оказали медицинскую помощь. По закону специалисты страховой организации обязаны оперативно проверять поступившую к ним жалобу. Более того, они должны отстаивать интересы застрахованных лиц в досудебном и судебном порядке, а в случае необходимости заставить медицинское учреждение возместить ущерб, причиненный здоровью. Другими словами, страховая организация – ваш самый главный адвокат, который обязан в случае необходимости прийти на помощь.

– А если там бездействуют?
– Позвонить нам в ТФОМС. У нас работает круглосуточный телефон «горячей линии» – 79­59­26.

– В нынешнем году многие ярославцы прошли диспансеризацию, в ходе которой их обследовали и узкие специалисты. Получив на руки «карты здоровья», люди пошли с ними к своим участковым докторам. Но те спросили: «А от меня­-то вы что хотите?» Получается, миллионы бюджетных средств оказались потрачены зря, ведь люди не получили эффективной помощи…
– Добросовестный терапевт, которому принесли «карту здоровья», должен поставить больного на учет, если по результатам анализов у него выявлено какое-­то хроническое заболевание. А затем назначить лечение.
Этот же врач должен при необходимости направить пациента к узкому специалисту.

– Новый закон о медицинском страховании дает возможность выбора медицинского учреждения, а также врача, у которого тот или иной человек хотел бы лечиться. Однако на практике этот пункт пока не работает. Почему?
– Пока на практике это реализовать действительно очень сложно. Другое дело, когда гражданин прописан за Волгой, а в силу различных обстоятельств фактически живет, например, в Брагине. Здесь однозначно никаких отказов у ЛПУ Дзержинского района быть не должно. Надо лишь официально известить администрацию поликлиники о том, что вы действительно проживаете в Брагине.

– Надо ли писать в этом случае заявление на имя главного врача ЛПУ?
– Обязательно. А на каком же основании будет решаться данный вопрос? Кстати, по новому закону больнице выгодно работать с новыми пациентами, ведь чем больше человек она обслуживает, тем больше денег получает.

– Многие наши читатели говорят о том, что в Ярославле порой довольно сложно попасть к узкому специалисту, а также пройти необходимое диагностическое обследование. Когда эта ситуация изменится?
– У нас сегодня уже есть практика электронной записи к врачу через Интернет, в ряде ЛПУ установлены для этого специальные терминалы, так что проблема очередей, думаю, в ближайшее время должна решиться.
Однако для этого нам придется разобраться еще с одним непростым вопросом – кадровым. Не секрет, что дефицит врачей, в том числе и узких специалистов, в регионе сохраняется. Поэтому нам необходимо упорядочить запись к узким специалистам, и в ряде субъектов РФ такая практика уже внедрена: там попасть, допустим, к окулисту или неврологу можно только по направлению участкового терапевта.

– Бывает так: больной заплатил за лечение в муниципальной клинике, а потом засомневался: законно ли с него взяли деньги? Что делать в этом случае?
– Я бы посоветовал, прежде чем платить деньги, проконсультироваться со специалистами страховой организации. Ну а если вы уже заплатили за лечение, то обязательно сохраните чек, а затем с ним приходите к страховщикам. Они помогут вам установить, правомерно ли с вас взяли деньги. Если выяснится, что неправомерно, их вернут.

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать