Гордость региона
Отделение паллиативного ухода в поселке Норское при клинической больнице № 9 – гордость всего региона. В области таких больше нет. Это не отделение сестринского ухода, потому что здесь не только ухаживают, но и лечат. И не хоспис, потому что больных с онкологией здесь около 40 процентов. Остальные пациенты – после инсультов, с заболеваниями органов дыхания, переломами шейки бедра.
За последние пять лет сюда вложены немалые средства, и теперь главный корпус отделения, бывший до революции инфекционной больницей, радует глаз свежим ремонтом и нежным розовым фасадом. Через дорожку от него пристроился крошечный, сияющий чистотой административный корпус, в котором расположены кабинеты врачей и заведующей отделением Евгении Антошкиной. Территория напоминает маленький, но хорошо продуманный парк. Летом больные дышат свежим воздухом, осенью собирают грибы.
Внутри стационар оснащен по-современному. Для ухода за больными есть все – от аппаратов искусственной вентиляции легких до кухонных блендеров. Ведь без протертой пищи полноценного ухода не организовать. Гордость отделения — вертикализатор: кушетка с ремнями, которая поднимает лежачего в вертикальное положение и помогает крови нормально пробежаться по телу.
Медперсонала в отделении – врачей, медсестер, санитарок – 19 человек. Вакансий нет, текучки тоже. Финансирование паллиативной помощи идет не через систему ОМС, а напрямую из бюджета. И люди держатся за работу в том числе из-за стабильной зарплаты. Но в первую очередь, конечно, из милосердия к немощным. Зато волонтеров здесь не бывает. Тяжело им, да и родственники пациентов соглашаются только на квалифицированный уход…
В отделении 25 коек, 5 палат. Есть мужские и женские. Одна палата – одиночная. Сюда кладут либо совсем безнадежных больных, либо тех, кто нуждается в неусыпном наблюдении и аппаратной поддержке.
Не только лечением
Обычно отделение заполнено, но сегодня – большая выписка и есть свободные кровати. По коридору, постукивая палочкой, идет Роман Голованов. Он ждет направления в дом-интернат. Пока же хочет рассказать, какие здесь замечательные «девчонки». Роману всего 65 лет, но выглядит он старше.
– Не без греха, в молодости пил много, – объясняет он сам.
Завязал, когда остался без жены. Один вырастил сына и дочь. Сын погиб в Чечне в 1996-м, дочь насмерть сбила машина. В 2000 году Роман потерял квартиру. Снимал комнату, работал, по вечерам смотрел телевизор. И вдруг... рак желудка. Операция в 9-й больнице. В ноябре Романа направили сюда.
– Я, конечно, мог бы снимать комнату. Пенсия у меня 8 тысяч, – рассуждает он.
Но на самом деле все отлично понимают, что не может. Потому Евгения Антошкина оформляет Голованову направление в дом-интернат.
– Станет хуже, возьмем обратно, подлечим, – обещает она.
По правилам в отделении можно находиться 54 дня. Но подобных историй, когда больному некуда идти, в арсенале Антошкиной много. Однако и имеющие родных находятся в отделении годами.
– Бывает так: полежат недельку, подлечатся, уходят домой, а потом возвращаются обратно, – рассказывает Евгения Васильевна. – Да и родственникам тоже надо отдыхать, в отпуск, например, съездить.
К единому центру
Паллиативная помощь в России расширяется в соответствии с тезисами, озвученными в Послании Президента Федеральному собранию. Один из этапов – увеличение числа стационарных круглосуточных паллиативных коек. Сейчас в области их всего 74: 60 – для взрослых и 14 – для детей. Ярославское отделение паллиативной помощи на 25 коек — единственное отдельно стоящее паллиативное отделение для взрослых. Остальные койки развернуты в составе больниц. Это 10 коек в ярославской больнице № 7, 15 – в Ярославской ЦРБ, 10 – в Рыбинской больнице № 4. В этом году паллиативных коек должно стать 89, к 2020 году – 106.
Кроме увеличения числа коек должно поменяться и качество – места планируют вывести из больниц в отдельные центры паллиативной помощи.
– Это пока планы, – говорит главный врач ГАУЗ ЯО «Клиническая больница № 9» Станислав Белокуров. – Но уже есть дорожная карта и представление, где эти центры должны находиться.
Предполагается, что центров будет два: на севере и юге области. Но главное – их должны обслуживать специально обученные врачи паллиативной помощи.
Патронаж – на выезд!
Ожидается, что к маю этого года в регионе полноценно заработает еще одна ветвь паллиативной помощи — выездная патронажная служба. В Ярославле она будет базироваться в больнице № 9. Сейчас все лечебные учреждения собирают информацию о паллиативных пациентах, которых на сегодняшний день в реестре 160.
В задачу выездной патронажной службы будет входить выезд к каждому пациенту на дом не реже одного раза в месяц. Это и предоставление пациентам аппаратов жизнеобеспечения, доставка расходных материалов, обучение родственников пользованию аппаратурой и консультации по уходу.
– Организация патронажной службы не означает, что больной будет брошен всеми остальными специалистами, – поясняет Станислав Белокуров. – Кроме патронажа к пациентам по-прежнему будут приходить и участковые терапевты, и социальные службы.
Выездная патронажная служба уже начала работу в тестовом режиме. В 2018 году Ярославской области из резервного фонда Правительства России выделено на организацию работы 36,7 миллиона рублей. На них закуплено оборудование для поддержки больных с респираторной недостаточностью. Это концентраторы кислорода, аппараты неинвазивной вентиляции легких и откашливатели. В настоящее время патронажная служба передает эту аппаратуру больным. Четыре жителя Ярославля ее уже получили.
Комментарии