15:49
понедельник,
9 декабря 2024 г.
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
17 декабря 2015

Уходите, мамы, от кухонных стереотипов

Всю осень  и начало зимы на Ярпортале дискутируют о прививке от полиомиелита. История произошла в одном из детских садов города. Там детей прививали живой вакциной от полиомиелита, а непривитых  на 60 дней отправляли домой. Разве это правомерно? Как можно не допускать ребенка в садик?  Неужели эта прививка так опасна? Чтобы  разобраться  в ситуации, мы обратились к доценту кафедры инфекционных болезней, эпидемиологии и детских инфекций ЯГМУ кандидату медицинских наук Елене ЧЕПРАСОВОЙ.

 

Насморк – это не причина для отказа?

priv– Елена Васильевна, почему не привитых от полиомиелита детей не пускают в детский сад?
–  В  рамках законодательства непривитым детям можно  на время отказать в приеме в организованные коллективы в случае подъема заболеваемости или угрозы эпидемии по той или иной инфекции. Здесь сошлись и подъем, и угроза: у наших географических соседей от полио-
миелита стали гибнуть дети. Первый звоночек был из Средней Азии: в 2011 году в Москве от полиомиелита умер 17-летний юноша, приехавший из Узбекистана на заработки. Потом в Красноярске – годовалая девочка. В этом году – 2-летняя девочка на Западной Украине.
– Это много?
– Это недопустимо для территорий, где  полиомиелит считался практически ликвидированным. В СССР  это   1961 год.  До 2002 года мы считали Ярославскую область зоной, свободной от дикого полиомиелита. Сейчас  уверенности нет. У нас есть и беженцы, и трудовые мигранты.
– Привитые ОПВ, то есть живой вакциной, дети действительно  выделяют во внешнюю среду вирус?
– Верно, 30 – 60 дней.  Вакцина же живая,   хотя  менее агрессивная, чем дикий полио-
вирус.  Но вероятность заражения непривитых детей в саду через фекально-оральный контакт — чихание, посуду, игрушки — существует.
– По национальному календарю прививок дети должны быть привиты от полиомиелита до 20 месяцев.   В это время они дома с мамой. Как же получается, что вакцинируют в детском саду?
– Объясню подробно. Люди постарше помнят, что раньше им в детстве капали ОПВ по 15 – 20 раз.  Этим  поставили полиомиелиту «железную дверь» и уменьшили число  вакцинаций до пяти. Теперь первые две вакцинации у грудничков проводятся более мягкой вакциной ИПВ. Далее, если ребенок здоровый,  третья  и последующие две прививки проводятся  живой вакциной ОПВ.
Свобода самовыражения в плане вакцинации привела к повальным отказам  от прививок на первом году жизни. Прививать детей родители  начинают в детском саду,  график прививок смещается. В Ярославле график прививок сломан примерно у половины детей. Поэтому ОПВ  часто капают в садике,  создавая опасность для непривитых детей.
– Но раньше таким детям не запрещали посещать  сад, а переводили в другую группу…
– Чтобы жить относительно безопасно, нужно привить от опасных инфекций 95 процентов населения. В последние годы у нас  процент по разным заболеваниям снизился до 72 – 85. Особенно по  дифтерии. Но люди отказываются от вакцинаций и против гепатита, коклюша,  полиомиелита, даже против туберкулеза (БЦЖ). От гриппа уж и говорить нечего! За 2014 год только от полиомиелита добровольно отказались 2 тысячи человек. Равновесие нарушилось. Угроза эпидемий есть.
– Какой выход у мамы, если ее ребенка снимают с сада?
– А по какой причине она не делает прививку?
– Медотвод, насморк…
– Насморк – перманентное состояние молодого бойца, проходящего школу маугли в детских садах.  Дайте мне настоящую причину! Медотводов от прививок  мало. Среди них сильная иммуносупрессия. Это значит, что ребенок очень больной,   он получает гормоны или химиотерапию. Другие противопоказания –  сильное обострение хронического заболевания,   иммунодефициты  (ВИЧ) и беременность. Так что, милые мамы, давайте уже уходить с уровня кухни!   Если ребенок  хорошо ест, спит и активен –  прививку делать можно. Единственное, что немного способствует понижению иммунитета, – это ОРВИ с температурой за 38.  После такой болезни организму нужно отдохнуть недели две. Ну а уж если   мама боится, пусть настаивает на мягкой  ИПВ.

Если врачу некогда

– Отказываясь от прививок, мамы чаще всего боятся осложнений. Это реальная угроза?
– Статистика за 35 лет показывает, что подтвержденные осложнения дает только БЦЖ. Но и тут 99 из 100 осложнений происходит из-за нарушений техники вакцинации. БЦЖ вводят подкожно. Рука дрогнула, ввели внутрикожно и получился абсцесс (гнойник). Остальное — путаница в понятиях.  Осложнения в медицине имеют только две характеристики. Первая из них – состояние человека представляет угрозу для его жизни. Вторая – плохое самочувствие   остается надолго. Температура 39 градусов после АКДС (коклюш, дифтерия, столбняк), про которую мамы кричат на форумах, – не осложнение, а ожидаемая и допустимая реакция.
– Часто родители жалуются на  работу рядовых врачей. Как вы думаете, «дрогнувшие руки» пополняют ряды противников прививок?
– Да. Даже самое хорошее дело можно убить человеческим фактором.  Пример. В прошлом году  всех медработников вакцинировали от кори. Одна из фельдшеров получила  сильнейшую аллергию и со словами «Вот ваши прививки поганые» уже готовилась вступить в ряды антипрививочников. Стали разбираться. Оказалось, в 25 лет у женщины была такая же реакция на препарат стрептомицин, содержащий куриный белок. Так вот  когда делается прививка от кори,  врач по инструкции обязан спросить, есть ли у человека на него аллергия! Этот вопрос  женщине не задали. Так что самое трудное в вакцинопрофилактике – соблюдать правила. А у нас детям перед прививками порой даже температуру не измеряют. У врача  очередь, ему некогда!

«Отменить» заболевание нельзя

– Недавно мой знакомый, изучающий социальные процессы в обществе, посетил собрание мам-антипрививочниц. Он был под сильным впечатлением и  сказал, что американский госдеп вполне бы мог использовать это общественное движение для подрыва безопасности страны. А как у медиков строятся отношения с антипрививочниками?
– Не скрою, они мешают проводить прививочную кампанию. Вот вам еще пример. Вирус герпеса, вызывающий ветряную оспу (ветрянку),  остается в организме на всю жизнь. В зрелом возрасте при ослабленном иммунитете вирус возвращается в виде опоясывающего герпеса (лишая). Это мучительная болезнь, окончательно вылечить ее нельзя. Зная это, область закупила для детей вакцину варилрикс. Так мы эту вакцину никак задействовать  не могли. Кумушки, сидящие на Ярпортале и других «мамских» форумам, рассуждали, что никто и без этой прививки  не умирает. «Зачем? – недоумевали они. – Пусть переболеет ветрянкой, я зеленкой помажу». Кончилось все ужасно. В прошлом году от ветряной оспы в Ярославле умер 4-летний ребенок. Папа у него хирург, мама — медсестра. Этот случай, естественно, обсуждали в соцсетях. И всю вакцину  смели сразу! Теперь у меня вопрос: неужели, чтобы начать прививать детей, нужна чья-то смерть?
– Для воздействия на сознание людей антипрививочное движение использует разные утверждения. Например, «Болезни, против которых делаются прививки, не побеждены – значит, прививки бесполезны». В этом есть рациональное зерно?
– Нет. Нельзя полностью «отменить» заболевание.  Наша цель – держать его под контролем. Многие заболевания поэтому так и называются – «управляемые инфекции». Вакцинопрофилактика помогает человечеству удержаться от эпидемий, избежать человеческих смертей.

Прививка от …рака

– А как вам другое утверждение: «Прививки подрывают иммунитет ребенка сильнее, чем сами болезни»…
–  Неправда. Иммунитет подрывает опасная болезнь. А прививки тренируют иммунитет и спасают жизнь. Ребенка можно научить плавать двумя способами.  Тренировать, сначала  показывая движения на суше (вакцинопрофилактика). А можно столкнуть его с бортика  бассейна  (болезнь). Не все утонут. Кто-то поплывет. Но кто-то приплывет с полными легкими воды и останется инвалидом.
– Какие у нас перспективы, если все так пойдет и дальше?
– Мамы будут и дальше отказываться от прививок, ходить на сайты под названием «Прививкам. Нет», читать страшилки и считать, что  их ребенок заговоренный.
– Почему, на ваш взгляд, в России такое мягкое законодательство по вакцинопрофилактике?
– Потому что у нас страна революционеров.
– Что-то можно сделать для повышения популярности вакцинопрофилактики?
– Надо менять бренд.  Если говорить «Давай сделаем ребенку прививку от гепатита В» в ответ получишь: «Зачем? Я не наркоманка и не проститутка». Надо объяснять по-другому: «Давай  сделаем прививку от рака».  Мама сразу напряжется: «От какого рака?» Да от самого что ни на есть настоящего!  При гепатите В идет замещение особых клеток – гепатоцитов –  соединительной тканью. Это штопка организма белыми нитками. Когда в печени много соединительной ткани – это называется цирроз печени.  В 20 процентах случаев цирроз переходит в рак. Вот так надо объяснять необходимость каждой прививки. Назовите  любое хроническое заболевание, и я докажу, почему это  не что иное, как «привет» от, казалось бы, давно пережитых детских инфекций.

ФОТО из архива Елены ЧЕПРАСОВОЙ

Для справки. Полиомиелит  в основном  поражает  детей  до 5 лет. У одного из 200 зараженных наступает необратимый паралич (обычно ног).  5 – 10% из них за несколько часов умирают от паралича дыхательных мышц.

Автор: Елена Солондаева

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать